Устройство выравнивающего слоя из бетона

Содержание

Специфика строительства автомобильных дорог из бетона

Устройство выравнивающего слоя из бетона

Главный материал, применяемый для обустройства дорог – асфальт. Спустя несколько лет такое покрытие нуждается в ремонте, потом его эксплуатационные свойства ежегодно восстанавливаются. Бетонное покрытие гораздо лучше асфальтового, однако применяется оно ограниченно.

Этому есть свои причины, связанные с недостаточным финансирование, низким производительным уровнем, особенностями климатических условий, недостаточным количеством цемента нужных марок, рельефными участками местности. Эта технология в России особой популярностью пока не пользуется, так как дороги из асфальта обходятся значительно дешевле.

Однако отметим, что постепенно стоимость данных видов полотна медленно уравнивается. Начинает вестись строительство бетонных дорог, мостов, взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Преимущества бетонных дорог

Такие покрытия обладают определенными достоинствами:

  • дорога из бетона отличается хорошей прочностью, в ремонтных работах не нуждается. Покрытие способно эксплуатироваться не менее четырех десятков лет, а для асфальта этот срок ограничен десятилетием с ежегодными ремонтами;
  • автомобильная техника расходует меньшее количество горючего. Связано это с тем, что во время движения большегрузного автомобиля дорожный бетон не подвергается деформированию, от чего транспортному средству необходимо для перемещения на пятую часть топлива меньше;
  • покрытие отличается устойчивостью к резким изменениям климатических условий. На него не оказывают влияния проливные дожди либо резкие перепады температурного режима;
  • происходит сохранение чистоты воздуха, ведь автомобилям необходимо меньшее количество горючего, выхлопные газы которого загрязняют окружающую среду;
  • природные ресурсы расходуются экономно. Для изготовления бетона необходим известняк, а для получения асфальта используется нефть.

Технология строительства

Устройство бетонных дорог включает в себя определенные этапы:

  1. Готовится грунтовое основание. Его укатывают для достижения нужной плотности, при необходимости – увлажняют либо просушивают.
  2. Организуется отведение воды, чтобы продлить эксплуатационный период полотна и придать езде безопасность.
  3. Устраивается подстилающий слой. Он представляет собой песчаную прослойку, толщина которой составляет до двух до четырех десятков сантиметров.
  4. Выполняется сборка опалубочной конструкции. Элементы ее изготавливаются из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки.

Если вода просачивается в грунт, дорожное покрытие постепенно разрушается.

Технология строительства сложная, и каждый этап будет рассматриваться подробно.

Структура бетонной дороги

Полотно включает в себя определенные слои:

  • подстилающий – для его устройства используют щебенку, которая дренирует грунтовую воду, и песок, с чьей помощью компенсируются возникающие нагрузки;
  • укрепляющий – представлен низкосортным бетоном, связывающим подсыпной слой;
  • дорожное полотно – бетонная поверхность.

Конструкция бетонной дороги под тяжелые автомобили выполняется из напряженного и ненапряженного железобетона, арматурная каркасная основа в которых не дает возможности камню растрескиваться от тяжести грузовых машин.

?

В частных видах строительных работ или при обустройстве бетонного покрытия дорог на перенасыщенных влагой грунтах на песчаную подушку выкладывается гидроизоляционный материал, предотвращающий сильное намокание дорожного полотна, последующую за этим коррозию камней и арматуры. В качестве гидроизолирующего материала применяют обычный рубероид.

Выполнение работ

Более подробно разберемся, что собой представляет тот или иной строительный этап бетонирования автодорог.

Подготовка

Сложность представляют земляные работы, да и стоят они достаточно дорого. Их началу предшествует составление подробного проектного решения, выводы которого основаны на геологических исследованиях местности. Если есть такая возможность, то бетонирование дорог выполняют горизонтально, снимая небольшие холмы или закладывая в углубления уплотненную породу.

Если ведется строительство крупной автомобильной магистрали, то слой плодородной земли снимается в полном объеме, а для устройства бетонной дороги во дворе достаточно будет удалить от пятнадцати до двадцати сантиметров почвы.

Подготовленная основа уплотняется катками и вибрационными механизмами, отличающимися большим весом.

Данный этап считается ответственным моментом, так как от прочности основы зависит показатель жесткости и целостность дорожного покрытия, даже когда динамические нагрузки довольно интенсивны.

Во время выполнения земляных работ продумывается устройство дренажной системы, чтобы была возможность отвода грунтовой и дождевой влаги.

С этой целью основу выводят в плоскости, уклонный угол которой составляет от двух до четырех градусов.

По бокам дороги устанавливают желоба из бетона или устраивают откосы естественного типа, по склонам которых вода будет попадать в приемные колодцы либо уходить в грунт.

Подстилочный слой

Устраивается песчаная подушка, толщина которой равна двадцати – сорока сантиметрам. Этот элемент можно не делать, но он отлично защищает от поступающей из земли влаги, улучшает процесс дренажа. Подстилочная прослойка необходима, чтобы предотвращать размытия и вспучивания во время морозов, что приводит к образованию впадин и трещин в монолитном бетоне.

Больше всего проблем появляется на глиняных, торфяных и иных участках местности, способных удерживать в себе воду. В большинстве случаев такие слои частично удаляют, дно засыпают крупными камнями и гравием. Укатанный слой по высоте достигает тридцати сантиметров. От подобной подготовки будут зависеть расходы и время, необходимое для строительства.

Минимальное значение толщины основы зависит от вида грунта и климатических условий. Определяют ее по специальной таблице. Если слой выкладывается из различных материалов, то между ними расстилается геотекстиль.

Выравнивают слои в соответствии с запроектированными уклонами. Каменные засыпки укрепляются вяжущими материалами – цементом, гранулированным шлаком от металлургического производства, в который добавлена негашеная известь, золой теплоэлектростанций, молотым шлаком.

Опалубка

Для изготовления этой конструкции применяют доски, высота которых соответствует уровню заливки бетона для дороги. Как правило, равна она десяти – пятнадцати сантиметрам.

Определяясь с ее размерами, необходимо учесть, что по краям бетона устраиваются ребра, улучшающие прочность. Толщина досок не должна быть менее 5-ти см.

Каждый элемент конструкции должен покрываться специальным составом, который облегчит отсоединение от застывшего бетона.

К деревянным опалубочным щитам предъявляются требования по уровню прочности от распора их свежей бетонной массой и усилий, которые возникнут в результате трамбовки.

Если применяется тяжелая техника для строительства дорог из бетона, которой уплотняется бетон, то следует устанавливать опалубку, изготовленную из стального материала. Прослужит она значительно дольше. В основе каждого элемента заложена подошва, улучшающая устойчивость.

Опалубочные секции выставляются в одну линию, прочно фиксируются. Это особенно важно, если вибрирование бетонной массы выполняется тяжелыми механизмами. В местах, где уровень основания снижается, под опалубку льется тощий бетон, чтобы улучшить устойчивость.

Армирование

Если технологический процесс устройства бетонной дороги предполагает такой вид работ, то арматура должна представлять собой металлическую сетку, площадь ячеек в которой достигает 150 мм. кв. Такой выбор материала даст возможность избегать расширений и появления трещин в бетонной толще.

Укладка арматурной сетки выполняется в процессе заливки бетонной смеси на высоте в три – четыре сантиметра от нижнего уровня. Перед этим залитый бетон разравнивается, устилается каркасная сетка, при необходимости – фиксируется. Теперь можно продолжать работу.

Заливка

Подстилочная прослойка укрывается материалом, устойчивым к промоканию, гидроизоляцией, либо просто увлажняется. Дорожный бетон, соответствующий ГОСТу, выкладывается по толщине единым разом. Когда применяется армирование, то процесс выполняется этапами.

?

Бетон для дороги, марка которого отвечает всем требованиям, наносят быстро, так как он не отличается продолжительной жизнеспособностью.

Добавлять воду в массу не рекомендуется, потому что ухудшатся механические свойства покрытия. Так как строительные объемы большие, к месту выполнения работ поставляют приготовленный в заводских условиях дорожный цемент.

Смесь выгружают по одному кубометру и разравнивают, чтобы придать всему слою одинаковую плотность.

Оптимальный вариант укладки бетонного полотна – двумя или тремя слоями.

Уплотняется бетонная смесь специальными механизмами, представленными деревянными или металлическими брусами, на которые воздействую укрепленные на них пневмомолоты. Такое приспособление опускается в смесь, начинает перемещаться в ней. Обработав один участок, брус перемещают далее.

Если применяется армирование, то вибрационное устройство должно располагаться в пяти – семи сантиметрах выше верхнего края каркаса.

В специальной машине кроме вибрационного устройства имеется еще и разравнивающее приспособление, расположенное впереди.

Бетонный состав должен быть пластичным и достаточно подвижным, но не очень жидким, чтобы не мог оплывать, перетекая через опалубочные щиты. Все это негативно скажется на прочности покрытия.

Нарезка швов

Обязательное условие – устройство деформационных швов. Такой вид работы возможен при достижении бетоном определенного уровня прочности, составляющего 50 – 60 процентов. В таком виде полотно способно выдержать вес не только рабочего, но и специального инструмента для нарезки швов.

Таким образом компенсируется температурное расширение, которому в различной степени подвержен бетон. Сегменты дороги при сезонных изменениях не образуют трещин.

Распиловка выполняется расшивкой – специальным инструментом. Расстояния между швами определяются проектными расчетами. Как правило, для этого толщину монолитного покрытия умножают на тридцать.

Чтобы в такие швы не попадала влага, их заполняют мастикой.

Материалы для устройства полотна из бетона

М400 – универсальный бетонный состав. Прочность его позволяет выдержать нагрузки от различного колесного автотранспорта. Основу составляет портландцемент, обладающий устойчивостью к воздействию влаги. Добавляют в раствор и пластификаторы, чтобы улучшить показатели гидрофобности и прочности.

Бетонная смесь состоит из:

  • цемента – 1 часть;
  • щебенки – 5 частей;
  • песка – 2 части.

Составы бетона и его характеристики указываются в строительном проекте.

Устройство покрытия из плит

Бетонные плиты для дороги изготавливаются следующим образом:

  1. Готовятся формы нужного размера, или выставляются опалубочные щиты.
  2. При необходимости готовится арматурный каркас, чтобы улучшить прочность плит.
  3. Заливка выполняется готовой бетонной смесью, желательно сразу выполнять трамбовку, чтобы удалить пузыри воздуха.
  4. Через некоторое время, когда бетон застынет, можно снять опалубку и дать плитам время для набора нужной прочности.

С помощью такого материала можно сделать бетонную дорогу своими руками. При соблюдении всех условий она отлично послужит вам долгое время.

Заключение

Бетонное покрытие дороги прочное, но нуждается в определенном уходе. Образовавшиеся трещины необходимо сразу заделывать, чтобы они не увеличивались в размерах. Для этого используют специальные шпатлевочные составы или бетонный раствор. Если образовался разлом, следует снять весь участок бетонного полотна.

Источник: https://betonov.com/vidy-betona/dlya-dorog/stroitelstvo-betonnyh-dorog.html

Бетонная подготовка под фундамент – функции подбетонки и последовательность работ

Устройство выравнивающего слоя из бетона

Грунты обладают неоднородной структурой. Под большими нагрузками они могут сжиматься, проседать и разрушаться. Чтобы равномерно распределить давление от постройки, уменьшить осадку дома и предотвратить дальнейшие усадочные деформации, под фундаменты устраивают различные виды подготовок — песчаную, щебеночную, гравийную или бетонную.

При слабых грунтах — торфяниках, сапропелях, переувлажненных глинах или илистых почвах — этого бывает недостаточно. В этом случае основание возводят по бетонной подготовке под фундамент.

Для чего нужна подбетонка, в каких случаях ее устраивают из бетона, а когда можно обойтись более дешевым вариантом — песчаной или щебеночной подготовкой?

Функции подбетонки

Бетонная подготовка под фундамент представляет собой прослойку из тощего бетона между щебеночной или гравийной подсыпкой и материалом основной конструкции. Ее толщина находится в пределах 10 см.

Основная функция подбетонки — обеспечить надежное опирание фундамента здания:

  • при слабых грунтах;
  • вблизи откосов, насыпей и склонов;
  • при высокой сжимающей нагрузке от сооружения;
  • в сейсмоопасных регионах.

В этих случаях проводят расчет размеров подбетонки по нормативам — СНиП 2.02.01-83, Строительным правилам 50.101.2004, 63.13330.2012. В них указаны основные принципы подбора состава бетона, устройства подготовительного слоя, установки арматурного каркаса, производства работ.

Дополнительные функции бетонной подготовки заключаются:

  • в удобстве монтажа сборных конструкций по выровненной поверхности;
  • в точности установки арматурных каркасов при устройстве монолита, так как по подушке из щебня их гораздо сложнее выставить по горизонтали;
  • в создании дополнительного защитного слоя от почвенной влаги, разрушающей основные конструкции;
  • в экономичности расходования бетона высокой марки при укладке его на выровненное плотное основание из недорогого материала;
  • в препятствовании протеканию цементного молока из свежезалитого раствора основной конструкции фундамента, гидратация зерен вяжущего проходит полноценно, марка бетона не теряется.

Подготовку из бетона целесообразно устраивать под массивные и масштабные сооружения. Легкие каркасные или небольшие здания на ровном рельефе и плотных почвах возводят по уплотненной основе — песчано-щебеночной подсыпке. Ее назначение — защита от промерзания, отвод почвенной влаги, предотвращение пучения грунта.

Разновидности подготовки

Наиболее распространенные виды подготовки:

  • песчаная;
  • гравийная или щебеночная;
  • бетонная;
  • мембранная.

Песчаная и щебеночная подготовка

На первом этапе после за земляных работ устраивают отсыпку из инертных материалов с последующим уплотнением трамбовками. Толщина песчаной, щебеночной или гравийной подушки — 20-60 см. При высоком уровне грунтовых вод по дну котлована расстилают геотекстиль.

Сначала укладывают крупные фракции, затем средние. Они обеспечивают дренаж основы. Верхний слой отсыпают песком. Такое распределение материалов по размеру придает подушке под ленточный или плитный фундамент большую жесткость и прочность. Использование в подготовке песка необходимо для равномерной передачи вертикальной нагрузки нижерасположенным слоям.

К мелкому заполнителю предъявляют требования:

  • используют песок с крупностью зерен 2-2,5 мм, наиболее подходящий для отсыпки подушек — гравистый дробленый с малым удельным весом и высокой водопропускной способностью;
  • количество глинистых частиц, известковых и солевых загрязнений должно быть минимально;
  • органические остатки приводят к быстрой потере водопроницаемости и заиливанию песчаного слоя, поэтому их присутствие не допускается.

Подсыпка под фундамент выполняется из гравия, гранитного или известкового щебня со средней прочностью М800 и размером фракций 20-70 мм. Обязательно послойное уплотнение виброплитой или ручными трамбовками через каждые 50 мм. Песок предварительно проливают водой.

Бетонная подготовка

Подушку под плиту или фундаментные блоки выполняют двумя способами. Первый — заливка жидким битумом слоя щебня, второй — устройство подбетонки из бетона низких марок М50-М100 слоем до 10 см.

Бетонную подушку под фундамент изготавливают:

  • заливкой в траншею или дно котлована без опалубки;
  • установкой опалубки по периметру площадки и последующим расстиланием подбетонки;
  • в форму для фундамента сначала помещают тощий, затем бетон проектной марки.

Раствор выравнивают по маякам или правилом, уплотняют вибратором. Сверху подбетонку гидроизолируют битумом, рулонными материалами, водонепроницаемыми пленками.

Подготовка с геомембраной

Полимерные мембраны появились на строительном рынке недавно. Фибру используют для защиты основания здания от почвенной влаги, т.е. в качестве гидроизоляции. Принципиально новым является то, что профиль в виде шипов одновременно служит для укрепления грунтов.

Производители заявляют, что благодаря применению геомембран уменьшается количество усадочных трещин, происходит перераспределение усилий при передаче нагрузки основанию. Форма сечения препятствует попаданию воды, а пустоты между изоляцией и бетоном вентилируются.

Укладку фибры проводят по песчано-щебеночной подготовке, предварительно расстилают слой геотекстиля. Мембранные швы соединяют сваркой. Материал прочен и долговечен, выдерживает высокие и низкие температуры.

Последовательность работ

Работы по устройству подбетонки под фундамент из тощего бетона проводят по схеме:

  1. Выравнивают дно котлована или траншеи.
  2. Отсыпают крупный и средний щебень, выравнивают, трамбуют. Высота слоя — 10-15 см.
  3. Следующий шаг — подсыпка под фундамент из песка фракции 2-2,5 мм, увлажнение, трамбовка.
  4. Устанавливают опалубку под подушку под ленточный фундамент.
  5. Монтируют арматурную сетку и вертикальные выпуски для связи фундамента с подготовкой основания.
  6. Для заливки подушки используют бетон М100 на портландцементе марки не ниже М500. Высота слоя — 10 см.
  7. Выравнивают поверхность, трамбуют вибраторами для выпуска воздуха из толщи раствора.
  8. Через 3-7 дней щиты опалубки снимают.

Перед тем, как монтировать фундамент, нужно сделать гидроизоляцию подушки с помощью обмазочных или рулонных защитных материалов. Согласно СНиП допустимые отклонения по горизонтали не должны превышать 5 мм при проверке двухметровым уровнем, а по всей длине участке — 20 мм.

Устройство подстилающих слоев

Устройство выравнивающего слоя из бетона

При проведении работ по укладке асфальта, строительстве каких-то объектов на участках, обязательно необходимо готовить основание под строительство. То есть проводить разработку грунта, готовить подстилающие слои. Поэтому сегодня как раз и разберем особенности устройства подстилающих слоев из разного рода материалов для строительства домов, дорог и прочее.

Устройство грунтовых оснований и подстилающих слоев

Прежде, чем начинать обустройство полов либо дороги, необходимо составить план строительных работ, учесть нюансы по разработке грунта и укладке материалов основания. Можно выделить группу работ, которую необходимо проводить непосредственно перед началом обустройства:

  • подготовка грунтового основания, то есть разравнивание участка, снятие необходимого слоя земли, либо наоборот нанос нужного уровня грунта;
  • проведение гидроизоляционных работ;
  • аналогично проведение теплоизоляционных и звукоизоляционных работ в случае необходимости (для дорожного строительства обязательна гидроизоляция);
  • нанесение подстилающих слоев;
  • стяжка.

Под грунтовыми основаниями следует понимать образование котлованов либо, наоборот, холмов с нанесением необходимого слоя земли. То есть это может быть как естественный, так и насыпной грунт. При этом необходимо сразу же учитывать, что любая просадка грунта должна исключать повреждение конструкций. Соответственно обязательно необходимо проводить работы по трамбовке участков.

Также не забывайте, что исключается наличие в почве растительности и желательно чернозема. Состав почвы должен отвечать хорошим свойствам уплотнения. По необходимости допускается использование ручных, а также механических установок для трамбовки. Особенно этот момент важен при устройстве насыпных оснований, когда используется привозной грунт независимо от его свойств.

Что касается подстилающих слоев, то они могут быть разного класса в зависимости от выбранного материала, к примеру:

  1. Песок.
  2. Щебень.
  3. Гравий.
  4. Бетон.

Читать по теме:  Строительство грунтовых дорог

Расчет толщины подстилающего основания зависит от таких факторов, как: характеристики грунтов, почвы в целом, возможной нагрузки на основание, применяемые материалы. Более подробней об этом поговорим ниже.

Устройство гравийных подстилающих слоев

Подобный материал достаточно широко используется не только для обустройства основания, так называемого подстилающего слоя, но и для обустройства отдельных гравийных дорог. Они низкого качества, поэтому широкого распространения не получили.

Основание подобного рода зачастую устанавливается в несколько слоев, наиболее предпочтительны два уровня. Соответственно, нижний слой будет насыпан из более крупной фракции, а верхний уже мелкой фракцией.

В зависимости от климатических особенностей и категории дороги, а также типа строительства, материал должен соответствовать определенным критериям. Например, конкретные требования по морозостойкости и прочности.

Если по каким-то критериям укладываемый гравий не соответствует нормам, то его использование может быть обусловлено только укреплением сторонними средствами. Допустим, битумом, дегтем, различными эмульсиями с подобным характером действия.

Имейте ввиду, что после укладки гравийного слоя, его уплотнения по соответствующей технологии, частицы должны обязательно иметь связанность между собой. То есть, это должна быть однородная масса.

Именно поэтому технологией предусматривается в обязательном порядке укладка верхнего слоя из более мелкой фракции. Причем допускается использование не только мелкой фракции гравия, но и сторонних материалов, к примеру, песка и глины.

Таким образом, из крупной фракции буквально создается «скелет», который далее укрепляется с помощью другого или аналогичного материала.

Устройство бетонных подстилающих слоев

Перед подготовкой бетонного слоя в обязательном порядке необходимо обустроить щебеночный слой либо гравийный, этого требует технология, пренебрежение правилами и нормами в будущем грозит разрушением дорожного полотна или стяжки дома.

Также необходимо помнить, что допускается применение бетона только классом не ниже В22. При этом толщина подстилающего уровня должна зависеть от возлагаемых нагрузок, которые предположительно будут воздействовать на покрытие во время всего периода эксплуатации.

Кроме того, когда речь заходит об устройстве дорожной одежды, не меньше внимания приковывается к климатической обстановке в конкретной местности.

Читать по теме:  Образование колеи на дороге

Что касается уровня, точней толщины, то для жилых и хозяйственных помещений среднего звена с учётом правильно подготовленного щебеночного основания, толщина должна быть не менее 80 мм. В лучшем случае, не менее 1,5 см. Ну, а когда речь заходит о дорогах, то здесь конкретные условия в зависимости от назначения, но не менее 7 см.

Как видим, есть определенные отличия в технологиях и самих принципах устройства бетонных оснований, в зависимости от предназначения участка. Для домов свои условия, для дорог аналогично свои какие-то нормы.

Поэтому, если вас интересует конкретные цифры по устройству там-то, тогда рекомендуем открыть принятый ГОСТ и сравнить показатели.

В противном случае, есть вероятность нарушения норм, что чревато негативными последствиями.

Устройство бетонного подстилающего слоя стяжек

В принципе, что такое стяжка, все прекрасно понимают сам принцип и предназначение этого слоя, помимо основного подстилающего бетонного слоя.

Поэтому разумней привести пример этапа работы, такая себе технология, которая пригодится тем, кто строит своими руками. Причем, независимо, что это — дорога на участке или пол в доме или гараже.

В принципе правила одни и те же, но с небольшим исключением.

Итак, процесс устройства стяжки:

  1. По периметру выделенной зоны обязательно нужно устанавливать так называемую демпферную ленту, обеспечивающую защиту от попадания влаги в конструкции, которые будут располагаться поверх стяжки (к примеру, стены, колоны и тому подобное).
  2. С помощью уровня устанавливаем «маяк». Имейте ввиду, что «маяки» должны быть установлены в одной плоскости с дверными проемами или кромкой. Кроме того, нужно учитывать слой, накладываемый поверх стяжки.
  3. Затем устанавливаем направляющие рейки.
  4. Далее на поверхность заливается бетон, который необходимо сразу же разравнивать по установленным рейкам с помощью правил.
  5. Не забывайте провибрировать бетон, чтобы выпустить воздух и предотвратить образование трещин и пустот в уже застывшей стяжке. Используйте профессиональные строительные вибраторы либо подручные средства.
  6. После застывания стяжки установленные ранее рейки (направляющие) необходимо снять, а борозды, оставшиеся от них, заделать раствором.

Читать по теме:  Строительство дорог в США

Общие положения

В целом хотелось бы выделить следующие моменты:

  1. Важность изучения ГОСТов.
  2. Понимание технологии.
  3. Выбор правильного материала.

Общие положения, которые можно отнести к процессу обустройства основания и подстилающих слоев, как раз и касаются правильности технологии проведения работы. Поэтому учитывайте предназначение участка земли, какое воздействие предполагается и тому подобное.

Проектирование конструкций

Безусловно, что начинать работы по формированию основания нельзя без согласованных планов. Особенное внимание уделяется планировке дорог общего и местного значения, подготовке строительства домов и прочих сооружений.

Проектировка — это первый этап, который вас подстерегает. В него включают следующие подпункты:

  • выбор участка (в некоторых случаях);
  • проведение земельных работ (то есть изучение состава почвы);
  • анализ изысканий;
  • формирование плана;
  • определение слоя для каждого типа материала.

Материалы

Материалы, которые можно использовать для создания подстилающих слоев, могут быть разнообразными, разница только в предназначении конкретного участка. Как выше выяснили, зачастую используется:

  • грунт (у него также есть разная классовость);
  • щебень;
  • гравий;
  • песок;
  • глина;
  • бетон.

Как ни странно, но в некоторых случаях допускается применение даже дерева, природного камня, металла. Чем это обусловлено, смотрите в следующих статьях.

Источник: https://rovnayadoroga.ru/remont/ustrojstvo-podstilayushhih-sloev.html

Устройство бетонных полов: пошаговое выполнение работ, технология, укладка и монтаж

Устройство выравнивающего слоя из бетона

Устройство бетонных полов актуально практически для всех помещений – в жилых домах и квартирах такой вариант выбирают в качестве чернового для эффективной укладки финишного покрытия, в промышленных и складских помещениях обычно бетон шлифуют и оставляют в качестве основного слоя. Главные преимущества бетонного пола – прочность, износостойкость, долговечность, разумная стоимость, возможность залить самостоятельно.

Бетон не боится воды и разнообразных агрессивных воздействий, хорошо служит как в жилых помещениях, так и в зданиях с повышенными требованиями прочности, демонстрирует способность выдерживать нагрузки.

Благодаря специальным добавкам бетон может приобретать различные дополнительные свойства.

Немаловажно и то, что застывший монолит отличается высокой адгезией, поэтому становится прекрасной основой для любой отделки.

Чаще всего устройство бетонного пола выполняют из сухих/полусухих смесей, в качестве основы берут цемент минимум М150, смешанный с песком в пропорции 1:3. Наполнителем могут выступать также щебень, гравий. Вначале замешивают сухие компоненты, потом затворяют водой.

Прочность на сжатие такой конструкции находится в районе 25 МПа, чего вполне достаточно: для жилых помещений минимальный показатель равен 12 МПа, для условий повышенных нагрузок – 20 МПа.

Смеси полусухого типа демонстрируют прочность в районе 35 МПа. Кроме того, используют уже готовые смеси для полов, которые просто нужно смешать с водой.

Популярны наливные смеси, которые выравниваются самостоятельно, создавая идеальный финишный слой под напольное покрытие.

Монтаж бетонных полов не обходится без армирования стальными прутьями или сетками – толщина элементов и количество арматуры обуславливаются нагрузками, которые должен выдержать пол. Для обеспечения достаточной прочности и стойкости пола также важно правильно предварительно приготовить основание.

Этапы устройства пола из бетона

Укладка бетонных полов производится по определенной технологии, игнорировать которую не стоит даже в мелочах. Только четкое следование правилам и нормам, верный подбор компонентов позволят создать прочный и надежный пол, стойкий к нагрузкам и герметичный, который будет служит длительное время.

Основные этапы создания бетонного пола:

  • Тщательная и правильная подготовка основания.
  • Прокладка гидроизоляции, теплоизоляции (по желанию).
  • Разметка, укладка маяков.
  • Армирование.
  • Заливка пола по маякам.
  • Правильный уход за стяжкой.
  • Выполнение финишной отделки поверхности.
  • Нарезка швов, обязательная герметизация.

Заливка пола может осуществляться по старому покрытию или по грунту. Если речь идет о старом основании, то его важно правильно подготовить к новому слою – очистить, устранить трещины, все обработать и выровнять. Заливка по грунту – более трудоемкий процесс, но более надежный. Выполняют там, где достаточно сухо, в формате послойной укладки разных материалов.

Какие материалы нужны для обустройства бетонной стяжки: цемент марки М400/М500, карьерный просеянный песок, гравий/щебень оптимальной фракции (выбор зависит от толщины слоя), керамзит (для дополнительной теплоизоляции), фиброволокно (дополнительное армирование, используется не всегда), армирующая сетка из стали с размером ячеек в соответствии с толщиной стяжки и сечением 6-8 миллиметров (можно взять стекловолокно, стальные прутья), вязальная проволока, металлический оцинкованный профиль (маяки), полиэтиленовая пленка.

Необходимые инструменты: мощный строительный миксер либо бетономешалка, виброрейки, правило, строительный уровень, линейка, гладилки, чистая тара, шпатели, мастерки, машины для трамбовки, перфораторы, отбойные молотки. Если планируется выполнять пол из полусухой стяжки, то для механической заливки понадобятся растворонасосы, пневмонагнетатели.

Подготовка основания

Если устройство бетонного основания планируется делать на старой стяжке, то ее нужно тщательно подготовить: расширить и заполнить специальным составом трещины, снять не подлежащее ремонту основание, устранить новым бетоном слишком большие впадины, срезать бугры. Все перепады высот должны быть нивелированы, потом тщательно удаляются грязь и пыль.

Если пол будет укладываться на грунт, то технология немного иная.

Основные требования к грунтовому слою:

  • Почва должна быть полностью сухой.
  • Уровень залегания подземных вод – должен быть минимум 4-5 метров.
  • Грунты должны быть неподвижными.
  • Помещение зимой должно отапливаться, в ином случае почва промерзнет и вспучится, разрушив стяжку.
  • Работы проводятся после завершения строительства стен, кровли.

На этапе подготовки важно правильно определить нулевой уровень.

Для этого от низа дверного проема нужно отступить 1 метр вверх, поставить отметку на стене, перенести ее по периметру, соединить прямой. Потом отмеряют от базовой линии 1 метр вниз идеально вертикально и снова ставят отметку, ее переносят по периметру, объединяют. Это нулевой уровень.

От него откладывают отметки для определения толщины стяжки. По нулевому уровню в углах помещения забивают дюбели, натягивают отбивочный шнур.

Весь строительный мусор нужно удалить с площадки, потом выбирают верхний слой почвы на глубину 30-35 сантиметров, ориентируясь на нулевой уровень. Основание трамбуется, ровняется.

Дополнительно можно засыпать слой песка толщиной 5 сантиметров, потом его нужно увлажнить и утрамбовать.

После засыпают гравий слоем толщиной в 10 сантиметров, трамбуют, сверху снова песка 10 сантиметров и уплотнение.

Гидроизоляция

Задача этого слоя – защитить бетон от внешней влаги и не дать влаге из бетона пройти в другие слои пола. Обычно используют рулонные материалы или полимерные мембраны, подходит и полиэтиленовая пленка большой толщины.

Укладка слоя гидроизоляции осуществляется по всей поверхности, с проклейкой стыков скотчем. Листы крепят внахлест, напуск на стены составляет 15-20 сантиметров.

Тонкости армирования

Армирование необходимо для упрочнения пола и повышения способности выдерживать разные нагрузки. Диаметр стальных прутьев или сетки и объемы армирования зависят от предполагаемых нагрузок на пол. Стандартно для слоя бетона в 3.5-4 сантиметров выбирают стальную сетку 10х10 либо 15х15 сантиметров сечением проволоки 3-4 миллиметра. Можно уложить материал на дистанционные профили.

Также для армирования используются стальные прутья разного сечения, связанные между собой стальной проволокой с созданием тех же сеток, но более мощных. Может быть несколько слоев арматуры. Готовые гипсовые смеси и бетонные растворы с фиброволокном не армируют вовсе.

Укладка бетонного основания (чернового)

Черновая стяжка выполняется обычно из «тощего» бетона, в который добавляют щебень фракции 5-20 миллиметров. Тощий бетон – это смесь из не очень прочного цемента, которая укладывается легко и просто. Толщину слоя обычно делают до 4 сантиметров, допускаются перепады по горизонтали максимум в 4 миллиметра.

Укладка пароизоляции

Благодаря правильному обустройству пароизоляции воздух и пар, которые могут накапливаться внутри помещения и разрушать отделку, будут выводиться наружу.

На полу не будет скапливаться конденсат, материалы не станут разрушаться, удастся защититься от распространения плесени, грибка.

Если же пароизоляцию в отапливаемом помещении не делать, нормальная циркуляция воздуха нарушится, внутри будет сыро.

Пароизоляцию стелют так же, как и гидроизоляцию.

Утепление пола

Утепление необходимо далеко не всегда. Обычно для укладки теплоизоляционного слоя используют материалы, проявляющие стойкость к воздействию влаги. Чаще всего это минеральная вата, экструдированный пенополистирол, пенопласт.

Укладка финишной стяжки

Технология устройства бетонных полов предполагает укладку финишной стяжки. Именно она будет служить внешней поверхностью после шлифовки или выступать основанием для декоративного отделочного материала.

Очередность работ по заливке финишной стяжки:

  • Армирование – используют дорожную сетку или стальные прутья диаметром от 8 миллиметров (в 1-2 слоя, 2-4 в связке – все зависит от толщины заливки и нагрузок, которые будут воздействовать на пол).
  • Установка маяков – рейки монтируют на расстоянии 2 метра одна от другой таким образом, чтобы на них удалось опирать концы правила.
  • Заливка бетона – лучше с использованием уже приготовленного раствора, который подается через рукав сразу всем объемом. Обычно заливают на 15 миллиметров выше маяков.
  • Тщательное разравнивание, уплотнение бетона с использованием правила либо виброрейки.

Финишная обработка поверхности

После того, как бетонный пол залит и смесь уплотнена, нужно выждать время набора прочности монолитом. Многое зависит от температуры окружающего воздуха и влажности, но начинать обрабатывать бетон стоит не раньше, чем через 3 часа и не больше, чем через 7 после заливки. Проверяют глубиной следов: она должна быть в районе 2-3 миллиметра.

Работа предполагает грубую затирку с применением затирочной машины либо дисков. Позже, когда глубина следа уже остается 1 миллиметр и меньше, осуществляют финишную затирку. Для получения долговечного и прочного основания, которое не планируется отделывать потом декоративными материалами, используют топпинг – это специальная смесь на базе цемента и других компонентов.

Топпинг втирают в бетон, делая 2 прохода. Также могут использоваться полимерные пропитки. Все это дает возможность сделать пол ровным, гладким, исключить пыление и разрушение.

Нарезка швов в бетоне

Работы по устройству бетонных полов на больших площадях предполагают также выполнение нарезки деформационных швов, которые помогают сделать стяжку более прочной и стойкой к различным воздействиям и деформациям.

Виды деформационных швов:

  1. Изоляционный – выполняется в местах, где пол соприкасается с разными конструкциями здания (колоннами, стенами), позволяет компенсировать негативное влияние вибраций.
  2. Конструкционный – делают там, где соприкасаются бетоны, уложенные не в одно время (старое и новое покрытие).

  3. Усадочный – компенсирует напряжение в процессе высыхания, усадку бетона на больших площадях, где ощущается особенно сильное влияние неравномерных изменений.

Швы нарезают сразу, как только монолит стал достаточно прочным, но еще не покрылся трещинами. Разметку мест швов делают мелом, нарезают так, как осуществляли заливку пола.

Стандартная глубина нарезки – 1/3 толщины стяжки.

Для облегчения ухода за ними швы укрепляют герметизацией, выбирая подходящий по предполагаемым нагрузкам и условиям эксплуатации тип вещества. До герметизации швы аккуратно очищают от грязи/пыли, заливают, потом позволяют бетону затвердеть полностью и набрать прочность.

Особенности нарезки швов:

  • Глубина шва может быть любой – выбирается в соответствии с наличием систем напольного обогрева и толщиной стяжки, обычно это 1/3 или 1/2 слоя бетона.
  • При наличии армирования швы нарезают между сетками.
  • Компенсационные швы промежуточного типа делят поверхность на квадратные карты величиной 6 метров и площадью максимум 30 квадратных метров.
  • Если делают швы в длинных коридорах, обязательно учитывают ширину помещения – чем она меньше, тем больше желательно выполнять швов. Работает такое правило: швы делают на расстоянии, равном двум размерам ширины.
  • Швы нужно делать обязательно там, где будут стыковаться разные части напольных покрытий или где планируется изменение толщины стяжки.
  • Все межплиточные швы должны точно совпадать с компенсационными.
  • Под паркетом и ламинатом, плиткой и камнем швы не заполняют герметиком. Исключение – стяжка на уличных площадках и террасах.

Устройство бетонных полов – многоэтапная задача, которую вполне реально сделать своими руками.

При условии знания всех особенностей технологии, выбора качественных материалов и серьезного подхода не составит труда создать прочный, надежный и долговечный пол.

Источник: https://1beton.info/stroitelstvo/poly/ustrojstvo-betonnyh-polov-poshagovoe-vypolnenie-rabot-tehnologiya-ukladka-i-montazh

Устройство выравнивающего слоя из бетона

Устройство выравнивающего слоя из бетона

Устойчивость фундаментов зависит от качества подготовки основания. Его выбор и устройство во многом определяется материалом подземных конструкций и грунтовыми условиями площадки застройки.

Бетонная подготовка под фундамент считается наиболее надежной и дорогостоящей по сравнению с песчаными и щебеночными подушками.

Чаще всего она выполняется под монолитными лентами и плитами с учетом требований соответствующих СНиП и СП.

Для чего нужна подбетонка

Прежде всего, подготовка участка под фундамент преследует цель упрочнения и выравнивания основания.

Но бетонный слой является еще и барьером, защищающим будущий подземный монолит от потери цементного молочка, которое при бетонировании конструкции может просто просачиваться в землю или подстилающие слои щебня и песка.

Подбетонка способствует удержанию влаги в растворной массе, что требуется для корректного прохождения процесса отверждения бетона. Если воды будет недостаточно, цемент не сможет полностью раскрыть свои свойства, а это приведет:

  • к появлению трещин в бетонируемой конструкции;
  • к недобору проектной прочности;
  • к дальнейшим разрушениям фундамента в период эксплуатации.

Устройство в основании подземной части дома бетонной площадки в соответствии со СНиП способствует максимально равномерному распределению нагрузок, действующих со стороны грунта и наземной части строения.

Подготовка под фундамент из бетона позволяет выровнять дно выемки и устойчиво расположить в опалубке арматурный каркас для монолитной ленты или плиты.

Кроме того, подстилающий слой практически исключает появление усадок грунта вследствие воздействия больших или точечных нагрузок.

Еще одна причина, определяющая для чего нужна подбетонка, заключается в том, что по жесткому и ровному слою подготовки устройство фундамента в зимний период происходит проще.

Нормативные документы – СНиП и Свод Правил (СП)

Устройство любых конструкций при возведении гражданских и промышленных объектов подчиняется определенным требованиям, указанным в соответствующих СНиП и других стандартах государственного и отраслевого значения. Бетонная подготовка под фундамент выполняется, основываясь на:

  • СНиП 2.02.01-83;
  • СП 63.13330.2012;
  • СП 50-101-2004.

В данных документах определяются мероприятия по проектированию и устройству оснований с учетом:

  • типа грунта;
  • окружающей застройки;
  • действующих нагрузок;
  • сейсмичности;
  • экологических требований.

Толщина и ширина бетонной подготовки для фундамента рассчитывается, согласно СНиП, по несущей способности и возможным деформациям. В первом случае расчет требуется, если:

  • предполагается наличие значительных сжимающих нагрузок;
  • строение предполагается размещать вблизи откосов, на склоне или насыпи;
  • под подошвой фундамента находятся слабые грунты.

Следует оговориться, что СНиП допускает не производить расчетов по несущей способности, если проектом будут предусмотрены мероприятия, исключающие смещение грунта по ранее названным причинам.

В качестве нагрузок на бетонную подготовку фундамента принимаются все передаваемые от сооружения длительные и кратковременные усилия, включая вес подземной части строения. Возможные сочетания указаны в СНиП.

Вне зависимости от типа грунта, на первом этапе работ по выполнению подготовки из тощего бетона под фундамент следует выровнять дно выемки. К сведению, для монолитной ленты достаточно будет выкопать траншею, а для плиты потребуется котлован. При определении глубины выемки учитывается толщина подбетонки и толщина песчано-гравийного слоя, укладываемого непосредственно на грунт.

Рыхлую почву необходимо утрамбовать, а на дно выемки подсыпать песок и щебень. Слои также трамбуются. Щебень, в этом случае, будет выполнять дренажную функцию. Далее на поверхность в качестве гидроизоляции настилаются полотна рубероида или пленки.

Бетонная подготовка под монолитную ленту или фундаментную плиту должна выступать по периметру за пределы подземной конструкции на 10-15см. С таким учетом делается щебеночно-песчаная подоснова и выполняется устройство опалубки под заливку основания. Высоту короба принимают, исходя из толщины подготовки под фундамент.

На следующем этапе замешивается тощий бетонный раствор, в состав которого входит малый объем цемента. В качестве наполнителя используется гравий и песок.

После того, как бетон будет залит в опалубку, его потребуется утрамбовать, чтобы избавиться от пузырьков воздуха, и выровнять.

В первые несколько дней поверхность бетонной подготовки накрывают полиэтиленовой пленкой, предотвращающей чрезмерное высыхание поверхности.

https://www.youtube.com/watch?v=4-rWfkUvW20

Важно знать, что основание под фундамент, не усиленное арматурой, имеет ограничения по размерам.

Армирование значительно укрепляет подбетонку и повышает надежность подземной части строения. Сетки вяжут посредством проволоки из стержней диаметром восемь миллиметров, а укладывают до заливки раствора.

Для обеспечения надежного спряжения бетонной подготовки с фундаментом, в толщу основания вертикально устанавливают металлические прутья таким образом, чтобы они выступали над поверхностью бетона на 20-30см.

Оптимальной толщиной подбетонки без армирования считается 15-20см. При устройстве железобетонного основания под фундамент, размер подготовки может быть уменьшен до 6-10см. В СНиП указывается максимальное отклонение горизонтальной поверхности – не более 5мм на метр при устройстве монолитной ленты и не более 50мм для плиты шириной более 25 метров.

Источник: http://semidelov.ru/mar/betonnaya-podgotoa-pod-fundament-trebovaniya-snip-i-ustrojstvo-/

Устройство бетонных полов — порядок проведения работ

Бетонные полы бывают просто необходимы на некоторых объектах: в складских помещениях, на терминалах, в гаражах и прочих.

То есть там, где предполагается высокая нагрузка на пол, которую другое покрытие просто не выдержит.

Популярность этого покрытия объясняется так же тем, что устройство бетонных полов, хотя и требует соблюдения технологии, но вполне под силу для самостоятельного выполнения.

Этапы устройства бетонного пола

К бетонным полам предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать: долговечность, высокая химическая стойкость, герметичность, устойчивость к нагрузкам, отсутствие пыления.

Для того, чтобы получить бетонное покрытие, которое отвечает всем этим требованиям, необходимо выполнить два условия: использовать качественные материалы и строго соблюдать технологию, в которой выделяют четыре основных этапа:

  • подготовка основания;
  • укладка бетона в стяжку;
  • финишная обработка поверхности;
  • нарезка швов, их герметизация.

Укладку пола можно проводить как по уже существующему цементобетонному основанию, так и по грунтовому.

Устройство бетонного пола по грунту хотя и экономичный, но довольно трудоемкий способ обустройства пола. Его целесообразно обустраивать в тех местах, где достаточно сухо. Качественно выполненный пол по грунту имеет слоистую структуру.

Качественно выполненный бетонный пол имеет слоистую структуру

Существует несколько вариантов, но наиболее часто пирог пола по грунту выглядит так:

  • грунтовое уплотненное основание;
  • слой подсыпки из речного песка;
  • слой щебня или керамзита;
  • гидроизоляция;
  • бетонная стяжка (черновая);
  • пароизоляция;
  • утеплитель;
  • армированная стяжка (чистовая).

При необходимости в эту схему вносят коррективы, в зависимости от задач и условий. От этого зависит также и технология устройства бетонных полов. Такой пол требует тщательной подготовки основания.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.