Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

Содержание

Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

ТР 103-07

Дата введения 2007-06-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП»НИИМосстрой»

УТВЕРЖДЕНЫ: НачальникомУправления научно-технической политики в строительной отраслиДмитриевым А.Н.

ВЗАМЕН ТР 103-00

Настоящие техническиерекомендации представляют собой практическое руководство длядорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройствудорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендацииразработаны ГУП «НИИМосстрой» (д-р техн. наук А.В.Руденский, канд.техн.наук Л.В.Городецкий)

Рекомендации подготовленыс учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования,строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций сасфальтобетонными покрытиями.

Рекомендации согласованыс ОАО «Инждорстрой» и ОАО «АБЗ N 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорожные конструкции сасфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкцийпроезжей части улиц и магистралей в г.Москве.

Повышение эффективностисооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высокихтранспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков ихслужбы является важной технико-экономической задачей, посколькусостояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияниена эффективность работы автомобильного транспорта и на надежностьфункционирования городской дорожной сети.

Технология строительстваасфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы:подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонныхсмесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производстваработ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контролькачества материалов и готового асфальтобетонного покрытия.

Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонногопокрытия определяются требованиями условий строительства ихарактеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройстваасфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов нарядусо стандартными смесями (т.е.

отвечающими требованиям стандарта)применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей,использование которых может быть оправдано специальнымитребованиями или технико-экономическими соображениями. Специальныеасфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии соспециально разрабатываемыми техническими условиями, отражающимиособенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широкоизвестно применение литых асфальтобетонных смесей (литогоасфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и нетребующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесейполучило распространение в ряде стран.

Другим типомасфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время зарубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоныи асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до75-90%).

Имеется опытиспользования различных нестандартных компонентов в составеасфальтобетонных смесей.

В составе асфальтобетонов вместотрадиционного нефтяного битума применяют альтернативныеорганические вяжущие, например, природный битум, различные битумныекомпозиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др.

К числушироко известных битумных композиций относятся такие комплексныеорганические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природноготринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковыекомпозиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой идр.

Известен опыт примененияв составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минеральногопорошка различного рода порошкообразных отходов промышленности(отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уносацементных заводов), а также разного рода волокнистыхнаполнителей.

Вкачестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственныекаменные материалы (керамзит, аглопорит и др.

), малопрочный щебень,получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащихпород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного видаасфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентовопределяется требованиями, зависящими от категории дороги,климатических и эксплуатационных условий, технико-экономическихфакторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требованиянадежности и др.

).

Толщина асфальтобетонногопокрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытиябольшей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетоннойсмесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщинаверхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого изнижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционнойтехнологией послойного устройства асфальтобетонного покрытияизвестна технология устройства однослойного покрытия с толщинойслоя — 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 смустраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального составадля обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видовасфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а такжематериалов, используемых для устройства дорожных оснований,обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожныходежд.

Для повышениядолговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонныеоснования, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанныхорганическими вяжущими минеральных материалов, обладают большейстабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими несвязанных.

Настоящие «Техническиерекомендации» предназначены для использования дорожно-строительнымиорганизациями при проведении работ по устройству дорожныхконструкций с применением асфальтобетона.

1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

1 Производство работ поустройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиямигородских улиц и магистралей осуществляется в соответствии снормативными документами, действующими на территории РоссийскойФедерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

1.

2 Техническиерекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетоннымипокрытиями включают указания по выполнению комплексаподготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарнойи противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды,рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категориидороги и условий эксплуатации, технологии производстваасфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качестваработ и приемки готового покрытия.

1.

4* Конструкция дорожнойодежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоевопределяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог.Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовыхконструкций для г.Москвы, действующих СНиП и ТР.______________

*Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базыданных.

1.

5 Дорожная конструкцияформируется последовательной укладкой на уплотненное иподготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, накоторый укладываются слои дорожного основания и покрытия.

1.

6 Асфальтобетонноепокрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции,состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных наподготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное.Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемыхасфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченнымтипам дорожных конструкций.

1.

7 Основные типыдорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

-вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слойщебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно наподготовленное земляное полотно;

-вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое наоснование, нижний слой которого устраивается из необработанноговяжущим щебня или гравия, а верхний слой — из обработанногоорганическим вяжущим щебня или гравия;

-вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое наоснование из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночныхматериалов или на бетонное основание.

2ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464657056

Укладка асфальтобетонной смеси

Категория:

   Строительство асфальтобетонных покрытий

Укладка асфальтобетонной смеси

Укладывают асфальтобетонные смеси асфальтоукладчиками, состоящими из самоходного шасси и рабочего оборудования. Они предназначены для приема смеси из транспортных средств, распределения по основанию и предварительного уплотнения. Смеси распределяют слоем заданной толщины с обеспечением поперечного и продольного профилей покрытия.

Источник: https://betonzavod-info.com/ustroystvo-vyravnivayuschego-sloya-iz-asfaltobetonnoy-smesi/

Асфальтобетонное покрытие: виды и характеристики, технология устройства

Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.

История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.

Виды и применение

ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

  • песчаные;
  • гравийные;
  • щебеночные.

Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

  • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
  • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
  • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

  • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%.

Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

Состав и технические характеристики

Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

Компоненты

На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно.

Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки.

Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

Основные технические характеристики

В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

  • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
  • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
  • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

https://www.youtube.com/watch?v=spdTx-qkDnk

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Заключение

Устройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим.

Источник: https://betonpro100.ru/vidy/asfaltobeton

Ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона

Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

В этой статье описаны все этапы ручной укладки асфальтобетона, включая подготовку основания.

В каких случаях целесообразна ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона.

 Когда применима ручная укладка асфальта

Технология ручной укладки асфальтобетона применяется в тех случаях, когда невозможно использовать асфальтоукладчики и тяжелые катки – при асфальтировании пешеходных дорожек, тротуаров, мест парковки перед домом.

При ручной укладке традиционной горячей асфальтобетонной смеси(АБС) невозможно обеспечить качественное уплотнение смеси, поэтому ручная укладка не применяется для асфальтирования дорог общего пользования. При ручной укладке литой АСБ качество покрытия получается таким же, как при использовании асфальтоукладчика. Это вызвано свойствами литой АБС, которая не требует уплотнения.

Поэтому ручная укладка литой АБС хорошо подходит для ямочного ремонта на небольших участках любых дорог и настила нового асфальтобетонного покрытия. В этом случае прочность покрытия и максимальная нагрузка на дорогу зависит не от прочности асфальтобетонного слоя, а от прочности и качества основания.

Ручная укладка литой АБС при ямочном ремонте дорожного покрытия

Подготовка основания для укладки

Перед укладкой нового асфальтобетонного покрытия необходимо подготовить основание.

Для пешеходных дорожек, и дорог с интенсивностью движения до 100 машин в час, достаточно подготовить земляное корыто глубиной 10-15 сантиметров.

Для подготовки корыта необходимо использовать грейдер или бульдозер. После удаления лишнего грунта необходимо уплотнить дно корыта виброплитами или ручными катками.

На уплотненное дно насыпать достаточное количество песка, чтобы по всей площади корыта получился слой песка толщиной 5-10 см. На слой песка укладывается слой щебня фракций 15-25 мм. Слой щебня увлажняется водой с поливальной машины, и уплотняется виброплитами.

После уплотнения, слой щебня тщательно проливается водно-битумной эмульсией(ВБЭ). По бокам закрепляются бордюры. Основание готово к укладе асфальтобетона. Эта технология подходит для укладки как литой так и горячей АБС.

Подготовка к ямочному ремонту

Во время ямочного ремонта восстанавливаются повреждения покрытия дорожного полотна.

Применение струйно-инъекционной технологии позволяет сократить время и стоимость ремонта, но подходит только для небольших по площади и глубине повреждений и не требует нарезки карт.

Технология ремонта с применением горячей АБС позволяет устранять большие по площади повреждения, глубиной не более одного слоя асфальтобетонного покрытия.

Использование литой АБС позволяет ремонтировать повреждения любой глубины и площади. Главное условие – ширина карты должна быть такой, чтобы рабочие могли обеспечить выравнивание смеси и совпадение по уровню со старым покрытием.

Подготовка к ямочному ремонту

При ямочном ремонте рекомендуется прямоугольная нарезка карт и их расположение вдоль или поперек проезжей части. В этом случае адгезия АБС со старым покрытием будет полной. При использовании литых АБС прямоугольная форма позволит избежать появления трещин на границе старого и отремонтированного участков.

Нарезка карт. Для нарезки карт используют отбойные молотки, фрезы и грунторезы. При использовании горячей АБС карты нарезаются на глубину одного слоя. При использовании литой АБС карты нарезаются на всю глубину повреждения. Старый поврежденный асфальтобетон вывозят на свалку или пускают на приготовление новой АБС. Для этого необходимо наличие рециклера.

Обработка карт. После нарезки карты продуваются сжатым воздухом для очистки от пыли и воды, и обрабатываются ВБЭ. Эмульсия улучшит адгезию старого и нового асфальтобетонов.

Ручная укладка горячей АБС

Доставленная на самосвале горячая АБС высыпается на середине карты. В случае укладки нового покрытия, АБС Рассыпается равномерными кучами, достаточными для полного покрытия какого-то участка дороги. После этого рабочие лопатами планируют АБС по всей площади карты или участка и разглаживают швабрами-гладилками. Затем уплотняют покрытие виброплитами и ручными катками.

Ручная заливка литой АБС

Укладка литой АБС при ямочном ремонте и создании нового покрытия одинаковы. С асфальтобетонного завода смесь доставляется в кохерах. При этом обеспечивается подогрев и перемешивание смеси. АБС выливается порциями, достаточными для заливки карты или участка покрытия. После чего рабочие выравнивают слой, обеспечивая совпадение уровней.

Отремонтированный или настеленный участок присыпается черным щебнем фракции 10-15 мм и уплотняется, чтобы щебень погрузился в асфальтобетон. Черный щебень обеспечивает улучшение сцепных свойств покрытия.

При использовании рециклера необходимо будет добавлять нужное количество битума, песка, щебня, полимеров, минеральных порошков.

Количество добавок рассчитывается в лаборатории по результатам анализа поврежденного асфальта и имеющихся в наличии материалов.

Техника безопасности

Для обеспечения безопасности выполняются стандартные мероприятия – согласование ремонта с ОАТИ и ГИБДД, ограждение места ремонта, установка временных дорожных знаков и разметки.

К месту проведения работ должна быть доставлена бытовка с запасом питьевой воды, в аптечке должны присутствовать кровоостанавливающие и противоожоговые препараты.

Рабочие должны иметь одежду ярко оранжевого цвета с желтыми или белыми светоотражающими полосами и обувь на жесткой высокой подошве.

Соблюдая все нюансы, можно добиться хорошего качества асфальтобетона даже без использования асфальтоукладчика.

Сохранить:

Источник: http://roadmasters.ru/ukladka-asfalta/ruchnaya/tehnologiya-ruchnoj-ukladki-dorozhnogo-pokrytiya.html

Тр 103-07 «технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона»

Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Государственное Унитарное Предприятие Научно-исследовательский институт московского строительства

ГУП НИИМосстрой

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по устройству дорожных конструкций

с применением асфальтобетона

ТР 103-07

Москва-2007

Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации разработаны ГУП «НИИМосстрой» (д-р техн. наук А.В. Руденский, канд. техн. наук Л.В. Городецкий).

Рекомендации подготовлены с учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями.

Рекомендации согласованы с ОАО «Инждорстрой» и ОАО «АБЗ № 1».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорожные конструкции с асфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкций проезжей части улиц и магистралей в г. Москве.

Повышение эффективности сооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высоких транспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков их службы является важной технико-экономической задачей, поскольку состояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияние на эффективность работы автомобильного транспорта и на надежность функционирования городской дорожной сети.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы: подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производства работ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества материалов и готового асфальтобетонного покрытия. Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонного покрытия определяются требованиями условий строительства и характеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов наряду со стандартными смесями (т.е.

отвечающими требованиям стандарта) применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей, использование которых может быть оправдано специальными требованиями или технико-экономическими соображениями.

Специальные асфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии со специально разрабатываемыми техническими условиями, отражающими особенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широко известно применение литых асфальтобетонных смесей (литого асфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и не требующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесей получило распространение в ряде стран.

Другим типом асфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время за рубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоны и асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65 % (до 75 – 90 %).

Имеется опыт использования различных нестандартных компонентов в составе асфальтобетонных смесей.

В составе асфальтобетонов вместо традиционного нефтяного битума применяют альтернативные органические вяжущие, например, природный битум, различные битумные композиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др.

К числу широко известных битумных композиций относятся такие комплексные органические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природного тринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковые композиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой и др.

Известен опыт применения в составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минерального порошка различного рода порошкообразных отходов промышленности (отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уноса цементных заводов), а также разного рода волокнистых наполнителей.

В качестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственные каменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень, получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащих пород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельными уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционной технологией послойного устройства асфальтобетонного покрытия известна технология устройства однослойного покрытия с толщиной слоя – 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 см устраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального состава для обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видов асфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а также материалов, используемых для устройства дорожных оснований, обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожных одежд.

Для повышения долговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонные основания, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов, обладают большей стабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими не связанных.

Правительство Москвы Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции городаТехнические рекомендации по устройству и ремонту дорожных конструкций с применением асфальтобетонаТР 103-07 вводятся взаменТР 103-00
Управление научно-технической политики в строительной отрасли

Настоящие «Технические рекомендации» предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

1 Производство работ по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями городских улиц и магистралей осуществляется в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

1.

2 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия.

1.

4 Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г. Москвы, действующих СНиП и ТР.

РазработаныГУП «НИИМосстрой»Утверждены:Начальник Управления научно-технической политики в строительной отрасли _______________Дмитриев А.Н.«___»_______________________Дата введения в действие 01 июня 2007 г.

1.

5 Дорожная конструкция формируется последовательной укладкой на уплотненное и подготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, на который укладываются слои дорожного основания и покрытия.

1.

6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.

1.

7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

– вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;

– вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой – из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;

– вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1 Подготовительные работы включают:

– ознакомление с требованиями задания на строительство (реконструкцию) участка дороги и условиями контракта (договора) на устройство асфальтобетонного покрытия;

– ознакомление с требованиями проекта строительства участка дороги и указаниями по организации производства работ;

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data1/50/50415/

Тр 103-07 технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона, тр (технические рекомендации) от 01 июня 2007 года №103-07

Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси

ТР 103-07

Дата введения 2007-06-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП”НИИМосстрой”

УТВЕРЖДЕНЫ: НачальникомУправления научно-технической политики в строительной отраслиДмитриевым А.Н.

ВЗАМЕН ТР 103-00

Настоящие техническиерекомендации представляют собой практическое руководство длядорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройствудорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендацииразработаны ГУП “НИИМосстрой” (д-р техн. наук А.В.Руденский, канд.техн.наук Л.В.Городецкий)

Рекомендации подготовленыс учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования,строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций сасфальтобетонными покрытиями.

Рекомендации согласованыс ОАО “Инждорстрой” и ОАО “АБЗ N 1.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.