Устройство площадки из тротуарной плитки

Содержание

Укладка тротуарной брусчатки – варианты + пошаговая инструкция!

Устройство площадки из тротуарной плитки

Благоустройство территории с использованием природных компонентов проводится владельцами земли в соответствии со своими предпочтениями, потребностями и финансовыми возможностями. Однако, чтобы открывающийся пейзаж радовал глаз, необходимо учитывать множество нюансов.

Укладка тротуарной брусчатки

Важно уделить внимание расположению и виду основных групп элементов:

  • построек, как жилых, так и вспомогательных;
  • газона;
  • зеленых насаждений;
  • искусственных водоемов;
  • малых архитектурных форм, декоративных деталей;
  • технических составляющих, таких, как освещение, поливочная система и др.;
  • площадок и дорожек.

Тротуарная плитка в ландшафте

Садовые дорожки могут выполнять основную функцию — обеспечивать доступ к объектам, или второстепенную, позволяя прогуляться по территории. Грамотно сделанные, они помогают передвигаться с комфортом, без боязни испачкать ноги. Основные материалы, используемые при их устройстве — тротуарные плитка и брусчатка.

При выборе вида покрытия учитывается площадь участка, характеристики материала, вид облицовки строений. Многие, используя свои дизайнерские способности, комбинируют различные виды изделий.

Разновидности садовых дорожек

Обзор видов брусчатки

Вариантов оформления территории может быть множество. Именно поэтому производители предлагают большой выбор брусчатки для устройства дорожек. Это дает потребителю возможность подобрать оптимальный вариант, учитывающий его вкус и особенности дизайна участка.

Фигурная бетонная брусчатка

Бетонная брусчатка

Основной вид покрытия для мощения — изделия из бетона (тяжелого или мелкозернистого). Требования к ним установлены в ГОСТ 17608*2017. Исходя из назначения и характеристик брусчатка подразделяется на 4 категории.

Таблица. Группы брусчатки, изготовленной из бетона.

ГруппаНазначение
АМощение дорожек для пешеходов, включая сады и парки, тротуаров улиц местного значения
БУстройство покрытий на площадях, в местах остановок общественного транспорта, участков для движения велосипедистов, тротуаров магистральных улиц
ВМощение проездов внутри кварталов, площадей, парковок легковых автомобилей
ГОбустройство зон с высокой нагрузкой

Бетонная брусчатка укладывается по определенной технологии

Стандартом нормируются эксплуатационные характеристики всех групп изделий.

Характеристики всех групп

Брусчатка может иметь разную форму, но наиболее популярны квадратные и прямоугольные изделия. Грани (вертикальные и горизонтальные) обязаны быть взаимно перпендикулярными.

Толщина плит в зависимости от формы и назначения варьируется от 60 до 100 мм. Покрытие выпускается одно- и двухслойным, может иметь различные оттенки и фактуру поверхности.

Производится брусчатка литьем или вибропрессованием.

Ингредиенты для производства изделий:

  • портландцемент;
  • мелкий заполнитель — природный песок фракции до 2…2,2 мм;
  • щебень из натурального камня или гравия (крупностью до 10…20 мм (в зависимости от толщины плитки)) в качестве крупного наполнителя;
  • добавки;
  • пигменты;
  • вода.

Для армирования брусчатки используется проволока из стали или арматура (из базальта или стекловолокна).

Сегодня у бетонных плит для мощения тротуаров и дорожек есть достойные конкуренты.

Изделия с резиновым наполнителем

Плитка, изготовленная из резиновой крошки, связанной полиуретановым клеевым составом, также сегодня активно применяется при устройстве дорожек, площадок и тротуаров. Она обладает отличными характеристиками, кроме того, упав на поверхность, выложенную резиновым покрытием, практически невозможно получить травму. Укладывать резиновые изделия совсем не сложно.

Резиновая тротуарная плитка

Полимерпесчаное покрытие

Для мощения дорожек, предназначенных исключительно для передвижения людей, применяется плитка, произведенная из песка, полимеров, добавок и пигментов. Она имеет небольшой вес, может эксплуатироваться при больших перепадах температур и долго служит. Монтаж такого покрытия не представляет особых проблем.

Технология укладки полимерпесчаной тротуарной плитки

Гранитная брусчатка

Изделия, бывшие особенно популярными ранее, не утратили своей актуальности и сегодня. Дорожки, выложенные брусчаткой из этого материала, используются по назначению в течение долгого срока.

Гранит, натуральный камень, не боится неблагоприятной внешней среды, он стоек к механическим повреждениям, вибрациям и воздействиям агрессивных сред.

А эстетические качества каменного покрытия не нуждаются в рекламе.

Формы брусчатки

Выбор конфигураций изделий — достаточно широк, чтобы можно было подобрать вариант во вкусу. Внешний вид дорожек, выложенных при помощи стандартных прямоугольных изделий, напоминает каменную кладку.

Самые популярные варианты брусчатки такого типа — «Старый город» (комплект из прямоугольных и квадратных плит) и «Кирпич». Красивые конструкции получаются из плитки, имеющей форму катушки.

Также пользуются спросом квадратные и радиусные изделия.

Укладка тротуарной плитки

Чем хороша тротуарная брусчатка из бетона

Изделия совсем не случайно активно используют для мощения дорожек и устройства парковок. Это объясняется их отличными эксплуатационными характеристиками:

  • высокой прочностью и износостойкостью, позволяющей выдерживать постоянное перемещение большого количества людей и автотранспорта (даже грузовиков);
  • стойкостью к воздействию внешней среды: солнечному свету, температурным перепадам, осадкам и ветру;
  • долговечностью;
  • экологической безопасностью.

Бетонная тротуарная плитка

Материал можно использовать многократно. В отличие от асфальта, брусчатка не реагирует на жару. А для использования ее в регионах с холодным климатом в состав добавляются специальные присадки, повышающие морозостойкость.

Помимо функциональности, материал обладает и достойными эстетическими характеристиками, позволяющими устроить не только практичное, но и внешне привлекательное покрытие. Что очень удобно — уложить брусчатку можно самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов. При этом важно заранее определиться с рисунком.

Тротуарная плитка «Римский бук»

Варианты мощения

  1. При расположении изделий по направлению движения дорожка смотрится динамично.
  2. Укладка плит поперек следования создает впечатление статичности и солидности.
  3. Очень эстетично смотрится декоративное мощение, при котором плитка располагается по кругу или елочкой.

Схема устройства покрытия из брусчатки представлена на фото.

Схема устройства покрытия из брусчатки

Правила устройства дорожек из брусчатки

Знание некоторых аспектов поможет сделать удобную и долговечную конструкцию.

  1. Ширина дорожки для передвижения людей варьируется от 0,6 до 1,5 м. Оптимальным размером, позволяющим расходиться при встрече — минимум 0,9 м. Комфортной для пешеходов станет конструкция, имеющая ширину, превышающую 1,2 м.
  2. По бокам следует установить бордюры, не позволяющие дорожке деформироваться и предотвращающие появление грязи во время ливней.

    По бокам следует установить бордюры

  3. Дорожка должна находиться на удалении от деревьев. Это важно, чтобы их корневая система не могла разрушить покрытие. Обычно бывает достаточно выдержать 2 метра.
  4. При выборе вида подложки под брусчатку необходимо учитывать тип грунта, назначение покрытия, характеристики укладываемого материала.

    Какие бывают виды подложек

Как уложить брусчатку из бетона для устройства подъездной дорожки

Мощение дорожек занимает довольно много времени. К тому же необходимо вооружиться инструментами и материалами, а также выполнить подготовительные работы.

Важно! Все инженерно-технические коммуникации должны быть уже проложены.

Инвентарь для работ и материалы

Следует заранее запастись всем необходимым, чтобы не понадобилось делать перерывы в работе.

Для подготовки основания понадобятся: колья, шнур, молоток, рулетка, уровень, лопаты, емкость для смешивания смеси для кладки, приспособление для трамбовки грунта и подушки, правило для распределения материала подушки, мастерок. Хорошо, когда можно воспользоваться мини-экскаватором для земляных работ, это заметно облегчает процесс.

Что потребуется для работы

Укладка дорожки из брусчатки предполагает устройство надежного основания. Оно готовится из утрамбованного грунта, песка, гравия и геотекстиля. Для фиксации бордюров понадобится смесь из песка и цемента. Она же необходима и для мощения покрытия.

Брусчатка для дороги, используемой для подъезда транспорта, должна иметь толщину 60…80 мм. Чтобы замостить ею площадку, понадобятся, помимо того, что было перечислено, киянка и болгарка для обрезки по размеру.

Подготовка основания

Устройство площадки для укладки плитки относится к наиболее трудоемким этапам. Но именно от качества проведения этих работ зависят эксплуатационные характеристики всей конструкции.

Шаг 1. Выемка грунта. Для укладки покрытия необходимо сделать котлован. Его глубина должна позволять разместить в нем песчано-гравийную подушку, ЦПС и плитку.

Для дорожек разного назначения она бывает различной. Чтобы покрытие выдерживало вес машины, подложка должна быть солидной. Для ее укладки понадобится траншея глубиной не менее 150 мм.

Дно котлована необходимо утрамбовать.

Шаг 2. Монтаж бордюров. Требуется установить удерживающие кромки. Она будет фиксировать уложенное покрытие на месте. Это позволит конструкции выдерживать массу проезжающих автомобилей. В качестве кромки обычно используются бордюры.

Чтобы выполнить работу правильно, следует по краям дорожки вбить колья (с шагом около 2 м по прямой линии и 0,2 м на криволинейных участках) и натянуть веревку, указывающую уровень установки. При этом не обойтись без уровня.

Устанавливая шнур, нужно учитывать, что бордюры должны быть выше покрытия дорожки на 25 мм.

Для устройства кромки необходимо приготовить сухую смесь из трех частей песка и одной — цемента, после чего сделать раствор. На него устанавливаются бордюры. Для их выравнивания используется киянка. Изделия также нужно зажать бетоном с обеих сторон. После этого этапа необходимо сделать паузу, чтобы раствор успел схватиться (по крайне мере до следующего дня).

Шаг 3. Устройство подушки. Основание под брусчатку должно иметь наклон (предпочтительно от дома в сторону улицы) для обеспечения стока воды. Иначе выпавшие осадки приведут к образованию луж на покрытии.

Величина наклона обычно составляет 1 см на каждые 60…100 см дорожки.

Если есть возможность сделать наклон лишь в сторону жилого строения, необходимо перед ним установить линейные дренажные каналы (водоотводящие лотки) для перехвата потоков воды.

Рассыпается щебень. Толщина его слоя — 7…10 см. Каждый слой основания должен быть тщательно утрамбован. Для этого можно использовать ручные приспособления или специальные вибротрамбовки. Качество уплотнения влияет на долговечность и внешний вид будущей дорожки.

Каждый слой основания должен быть тщательно утрамбован

Рекомендуется уложить на щебень геотекстиль. Он поможет защитить покрытие от сорняков и не даст песку провалиться вниз.

На плотное щебеночное основание укладывается песок слоем около 40 мм. Он должен быть немного влажным. Материал также разравнивается правилом и трамбуется.

Мощение дорожки

Для укладки плитки можно использовать как сухую песчано-цементную смесь, так и раствор. При выборе состава имеют значение характеристики грунта. Если он подвижный и сыпучий, лучше приготовить раствор. На плотном будет достаточно смеси. Предлагается вариант устройства дорожки на сухой подложке.

Шаг 1. На основании разравнивается и трамбуется смесь из слегка влажного песка и цемента (М400 или М500), пропорции которых: 4:1. Толщина слоя составляет 4 — 5 см. При его укладке нужно учитывать, что во время мощения брусчатка опустится примерно на 5…7 мм.

Шаг 2. После устройства стяжки можно начинать мощение брусчаткой по заранее составленному эскизу. Натягивается шнур для фиксации высоты покрытия.

Чтобы перемещать эту метку, можно закрепить его на двух кирпичах, уложенных с обеих сторон дорожки и перемещать их по мере необходимости. Во время укладки изделий необходима киянка, которой можно менять положение элемента. Монтаж ведется от себя.

При необходимости обрезать части плитки можно воспользоваться болгаркой с алмазным диском.

Смеси на подушку нужно насыпать столько, чтобы уложить плитку на нее в течение дня. На ночь оставлять не закрытую брусчаткой ЦПС не следует.

Шаг 3. Покрытие будет более качественным, если после его укладки пройтись по поверхности виброплитой. Это сильнее утрамбует ее в основание.

Трамбовка брусчатки виброплитой

Цены на трамбовочные машины

Шаг 4. Убирается строительный мусор, если он есть. Сверху швы между брусчаткой заполняются песчано-цементной смесью (некоторые ограничиваются простым песком). Для этого понадобится щетка. Лишний состав убирается с дорожки. Теперь по тротуарной брусчатке можно подъехать к дому.

Излишки смеси нужно удалить

Важно! Если при мощении на пути имеются препятствия в виде, например, люков, их необходимо обойти целыми плитками. Подрезку материала лучше выполнять в конце.

Для усиления конструкции можно на песок уложить дорожную сетку (перед засыпкой смесью из песка и цемента). Если все этапы работы были выполнены правильно, уложенная брусчатка будет надежно служить и радовать глаз в течение длительного времени.

— Укладка тротуарной плитки своими руками

Источник: https://remont-book.com/ukladka-trotuarnoj-bruschatki/

Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать

Устройство площадки из тротуарной плитки

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.

Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

  • необходимо одновременно обеспечить достаточную подвижность покрытия (на минимальном уровне), за счет чего снижается риск разрушения вследствие пучения грунта, промерзания материала, а также высокую степень надежности, благодаря этому под весом машин плитка не будет смещаться;
  • брусчатку и другие виды таких изделий укладываю вплотную, зазоры между элементами должны быть минимальными, слишком широкие швы поспособствуют повышению подвижности покрытия, что приведет к его смещению под весом авто;
  • дорога, покрытая плиткой, должна быть ровной, не допускаются ухабы, волны, бугры, это приведет к неравномерному воздействию нагрузки и сокращению срока службы брусчатки;
  • слой бетона в основании не должен содержать пустоты, если раствор будет недостаточно плотным, это приведет к разрушению дорожного покрытия;
  • обустраивается дренаж, его главная функция — обеспечение возможности отведения воды, т. к. при постоянном контакте с влагой незащищенный бетон разрушается, что обусловлено его способностью впитывать жидкость (до 2% от общего объема);
  • для обустройства покрытия на участках дорог, где повышена интенсивность движения автомобилей, выбирают высокопрочную плитку с отличными показателями морозоустойчивости, прочности;
  • обязательным является наличие бордюра по краям дороги, что позволит упрочнить покрытие, предотвратить смещение плитки под воздействием нагрузки.

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

  • клинкерная;
  • вибропрессованная.

Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация.

Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса.

Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.

Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер.

Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами.

Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

  • песок: используют тщательно очищенный от пыли и сторонних вкраплений материал, наилучший вариант — мытый песок без содержания глины;
  • щебень: рекомендуемый размер фракций — от 30 до 40 мм;
  • гравий: достаточно использовать материал, размер камней которого составляет 25 мм;
  • цемент: он должен быть свежим, наилучший вариант — марка М400/500.

Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

Зависимость данных параметров:

  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей.

При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

Возможные варианты:

  • для автомобилей весом до 3,5 т: 30 см щебня крупнофракционного, еще 5 см щебня мелкофракционного, 4 см песка, 8 см — тротуарная плитка;
  • для транспорта более 3,5 т: 10 см — песчано-щебневая подушка, 30 см — крупнофракционный щебень, 10 см — мелкофракционный щебень, 4 см — песок, 8 см — брусчатка.

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется.

Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

Можно использовать 2 способа крепления бордюра:

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к.

сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия.

Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.

Укладка тротуарной плитки

Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.

Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком.

Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится.

Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

Источник: https://1beton.info/stroitelstvo/dorogki/ukladka-trotuarnoj-plitki-pod-avtomobil

Делаем на участке дорожки и площадки из плитки и брусчатки

Устройство площадки из тротуарной плитки

Мощение дорожек плиткой и брусчаткой из бетона, клинкера или камня

Популярным материалом для мощения дорожек, лестниц и площадок на участке являются штучные изделия из бетона, клинкера или природного камня. Производители предлагают множество различных вариантов брусчатки, тротуарной плитки, бордюров и других элементов разного цвета и формы.

Проект планировки дорожек и площадок на участке

Для начала работ необходимо иметь проект планировки участка. Лучше заказать такой проект профессионалу – архитектору и сделать это заранее, на этапе проектирования застройки участка.

Если решили обойтись своими силами, то при планировании дорожек и площадок на участке руководствуются следующими правилами:

  • Цвет мощения выбирают в тон стенам или кровле дома – дорожки не должны выделяться и создавать пестрый фон на участке.
  • Направление дорожек должно совпадать с тропинками, которые Вы уже протоптали на участке – от калитки к дому, от дома к гаражу и хозяйственным постройкам и т.д.
  • Определите расположение, размеры проездов и площадок на участке, и их назначение – проезды и места стоянки легковых автомобилей, пути проезда большегрузных автомобилей к дому (к септику) и площадке для складирования запасов топлива, сыпучих материалов, а также места размещения площадок для игр и отдыха.
  • Определите направления движения потоков ливневых вод с дорожек и площадок, и в целом по участку. Участки с мощением должны иметь уклон 1-2% и не должны служить барьером для стока воды на участке. На границе мощения, в местах понижения рельефа, обязательно предусматривают устройство водоприемных лотков или колодцев. В необходимых случаях устраивают места для пропуска воды.
  • Минимальная ширина проезда для автомобиля должна быть 3 м. Для стоянки легкового автомобиля необходима площадка размером 2,5 м х 5 м. Ширина пешеходной дорожки минимум – 0,8 м.
  • Места проезда и стоянки легковых автомобилей и небольших грузовичков выкладывают брусчаткой толщиной 6-8 см. Проезды для тяжелых грузовиков необходимо покрывать брусчаткой толщиной не менее 10 см. Пешеходные дорожки делают из брусчатки или тротуарной плитки толщиной 4-6 см.
  • Обязательно проследите за тем, чтобы уровень земли вокруг участков с мощением оказался на 5 – 10 см ниже верха бордюра. Иначе грунт будет постоянно сползать и загрязнять покрытие. Учтите, что, как правило, уровень земли со временем  поднимется в результате ландшафтных работ на участке.

При проектировании въезда на участок учитывают планировочную разметку улицы и радиус поворота автомобилей.

Пример плана расположения ворот и мощения въезда на участок с улицы (размеры в сантиметрах). а — радиус поворота легкового автомобиля (5-6 м); б — радиус поворота грузового автомобиля (6-7 м)

Расположение ворот и размеры мощения площадки на въезде должны быть удобными для поворота грузового автомобиля на соответствующую полосу движения на проезжей части улицы.

Ворота для въезда грузовых автомобилей делают шириной не менее 3-х, до 4-х метров. Створки ворот при открывании наружу не должны создавать помех для движения людей по тротуару.

Дорожка и площадка для автомобиля

Устройство дорожки и площадки для стоянки легкового автомобиля показано на рисунке:

Дорожка, проезд к частному дому или площадка для стоянки автомобиля должна иметь уклон 1-2% для стока воды, а уровень газона вокруг на 5 — 10 см ниже верха бордюра.

Котлован под площадку или траншею для дорожки в материковом грунте выкапывают на глубину примерно 0,4 м.

Дно котлована, траншеи выравнивают с уклоном 3-4% в сторону стока воды и уплотняют катком или механической виброплитой.  

Несущий слой из щебня или гравия укладывают слоями не толще 20 см. и каждый слой тщательно трамбуют – от этого зависит прочность покрытия. Верхний слой засыпки выравнивают с учетом уклона для стока воды.

Несущая засыпка должна обладать хорошей фильтрующей способностью. Вода под слоем брусчатки не должна накапливаться.

Лучшим материалом для несущего слоя является щебень или гравий фракции 30 – 60 мм

Использовать для несущего слоя песок, песчано-гравийную смесь или смесь песка и цемента не следует. Несущая способность основания из этих материалов будет недостаточной. Покрытие на таком основании под колесами автомобиля, особенно грузового, будет проседать.

Для выравнивающей подсыпки готовят сухую смесь из промытого песка и цемента в соотношении по объему, на 1 часть цемента берут 12 частей песка. Слой выравнивающей смеси насыпают  непосредственно перед укладкой брусчатки. Заранее смесь укладывать не следует.

Вместо песка можно использовать песчано – гравийную смесь, каменную крошку с размером частиц не более 4 мм.

Брусчатку укладывают на выравнивающую смесь и ударами резинового молотка по камню осаживают его, выравнивая в один уровень с соседними камнями и уплотняя песок подсыпки под камнем. 

Для легковых автомобилей толщина мощения брусчаткой 6-8см. Проезды и площадки для большегрузных автомобилей, например, к септику, к складу твердого топлива, к площадке для складирования сыпучих материалов необходимо покрыть брусчаткой толщиной 8-10 см.

Швы между камнями брусчатки заполняют (затирают) материалом, который использовался для устройства выравнивающей подсыпки.

Дорожки и площадки для людей

Устройство пешеходных дорожек и площадок в принципе такое же, как и для автомобилей, но с некоторыми отличиями:

Несущий слой можно сделать не только из щебня и гравия, но и из песка, ПГС, мелкой каменной крошки. Толщина несущего слоя достаточна 10 см.

Если на участке песчаный водопроницаемый грунт, то несущий слой можно не делать. Необходимо лишь выровнять (с учетом уклона для стока воды) и утрамбовать основание.

Тротуар, пешеходная дорожка или площадка для людей на участке частного дома может не иметь бордюров.

Дорожки и площадки на участке, по которым не будут двигаться автомобили, можно сделать без бордюров. Такая дорожка должна обязательно иметь поперечный уклон 1-2% от центра к краям.

Недостаток такого решения в том, что дорожку без бордюра не удается приподнять над газоном. Уровень газона имеет обыкновение со временем повышаться. В результате покрытие может легко затапливаться и загрязняться.  

Для покрытия пешеходных дорожек достаточно взять брусчатку или тротуарную плитку толщиной 4 – 6 см.

Внешний вид покрытия зависит от формы, цвета камней и способа их укладки.

https://www.youtube.com/watch?v=nnUPWrI_lCM

Специальные формы камней брусчатки. Слева — для укладки вокруг круглых колодцев, и декоративные столбики-бордюры для оформления клумб — справа.

После укладки, на поверхности бетонной брусчатки может появиться белый налет. Это известковые отложения, которые, как правило, исчезают в течение года.

Делаем на участке лестницу

Иногда на дорожке бывает необходимо сделать лестницу в несколько ступенек.

Лестница на участке. Ступени лестницы должны иметь по ходу движения уклон 1 — 2% для стока воды.

Основание лестницы делают из бетона.

Бетонные ступени лестницы лучше всего облицевать клинкерной брусчаткой, плиткой или клинкерным кирпичом на цементном растворе.

Ширина проступи наружной лестницы 35 – 40 см, а высота ступеньки 12 – 18 см.

Лестница из камня или бетонных плит

Лестница из плит, верхняя часть. Лестница из плит, нижняя часть.

Под верхней и нижней ступеньками лестницы обязательно устраивают фундамент из бетона. Грунт на склоне между фундаментами выравнивают и тщательно трамбуют.

На нижний фундамент на цементный раствор укладывают плиту первой ступеньки. Её поверхность должна быть на уровне садовой дорожки.

По краю первой ступеньки укладывают камни для устройства подступенка. За подступенком укладывают, тщательно трамбуют и выравнивают смесь песка или песчано – графийной смеси с цементом в соотношении 1 : 9 – 1 : 15.

Толщина слоя цементно – песчаной смеси 10 – 20 см. Слой выравнивающей смеси насыпают  непосредственно перед укладкой ступеньки. Затем укладывают плиту второй ступеньки и далее действуя подобным образом монтируют все остальные ступеньки.

Самая верхняя ступенька должна опираться на бетонный фундамент.

Высоту ступенек садовой лестницы рекомендуется делать около 12 см. Глубина ступеньки 40 – 50 см. Плита ступеньки для стока воды укладывается с уклоном 1 – 2%.

Плиты из природного камня – песчаника или бетона рекомендуется сразу после монтажа лестницы обработать водоотталкивающим раствором. Пропитка укрепляет верхний слой плит и увеличивает их морозостойкость. Пропитку рекомендуется повторять через 3 – 5 лет. 

Как сделать красивый родник в саду . . .

Уважаемый Читатель !

Подпишитесь на канал, не забывайте ставить лайки и делиться с друзьями.

Нажимая на Палец вверх, Вы сообщаете Дзену, что подобные материалы Вам интересны и настраиваете персональную ленту Дзен на показ большего количества статей на эту тему.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59da0a93ad0f220b5f420667/5ae7bf688c8be33373409748

Моя тротуарная дорожка — как сделать самостоятельно, поэтапное руководство

Устройство площадки из тротуарной плитки

Дорожки на даче из тротуарной плитки не просто красивый и удобный декоративный элемент дизайна нашего участка. Порой это единственный выход, чтобы в непогоду мы могли чувствовать себя комфортно на своей даче. Если вы любите творить и радоваться результатам, то эта статья поможет сделать все грамотно, и без лишних денежных и трудовых затрат.

Существует большое разнообразие покрытий: бетонные, кирпичные, дорожки из дерева, гальки, щебня, керамики, природного и искусственного камня, тротуарной или гранитной брусчатки, песочные дорожки и другие.

Дорожки из тротуарной плитки — всегда чисто и красиво!

В данном случае мы рассмотрим устройство дорожек одним из самых простых видов дорожного покрытия — тротуарной плиткой.

Преимущества брусчатки:

  • простота укладки,

  • возможность ремонта и демонтажа (даже спустя какое-то время),

  • не плавится как асфальт под солнцем,

  • не лопается от холода как бетон (морозоустойчивая)

  • не требовательна в уходе,

  • имеет огромное разнообразие цвета и формы.

Все это поможет сделать наш садовый участок неповторимым!

Планируем и разбиваем территорию дачного участка на сектора

Дорожка на даче своими руками – это увлекательная работа. А приступая к любым строительным работам необходимо тщательное планирование. Составляем на миллиметровой бумаге схему нашего участка. Учитываем постройки, площадки, насаждения, места парковки и так далее. От ворот к входу в постройки — дорожка обязательна. Остальные направления выбираем согласно авторскому замыслу.

Простой способ планирования дорожек на дачном участке – по протоптанным ранее тропинкам. Как правило, наша дорожка должна быть на расстоянии не меньше чем на 0.6-0.8‐м от деревьев (из-за разрастания корневой системы, которая со временем может деформировать нашу тропинку).

Важно помнить! Проход для одного человека в среднем составляет 0.75м. Поэтому ширина тропинки будет 0.75-0.80см, а в местах постоянного движения 1-1.5‐м. Площадки будут различной величины в соответствии с назначением.

Разметка дорожек

Если вы не часто работаете с болгаркой, то выбирайте плитку, которая требует меньше подрезки — это прямоугольная или квадратная тротуарная плитка. Её можно уложить оригинально, если выбрать хороший узор и цветовую палитру. Ширину тротуара подбирайте так, чтобы брусчатка ложилась в него без обрезки – так вы экономите время и материал.

Приобретаем материалы

Чтобы тротуар не нуждался в постоянном ремонте нужно правильно подбирать плитку в зависимости от нагрузок. Например, для строительства пешеходной дорожки используем фибролиту толщиной 25-40 мм.

В местах парковки авто используем вибролитую плитку большей толщины (40-60 мм).

Дорожки промышленного значения покрывают вибропресованной плиткой толщина, которой 60-80 мм (такую плитку изготавливают только на специализированных предприятиях).

Некоторые рекомендации и особенности

Для того чтобы ориентироваться в видах и размерах плитки, обратите внимание на следующую статистику. Тротуарная плитка для дорожек на даче чаще всего используются прямоугольной формы 20х10 см. Также широкое применение получила плитка квадратной формы самых разных размеров от 10х10 см до 50х50 см.

Так как большая плитка тяжелая сама по себе, её используют довольно редко. Тем более, если речь идет о дачном участке в несколько соток, где тропинки по большей части около 70-80 см. Поэтому большинство предпочитает плитку размером 30х30. Но если вам достаточно в каких-то местах проложить тропинку в 0.

5 м — это идеальный вариант: плитку в один ряд укладывают между бордюров.

Вариантов брусчатки не счесть, поэтому можно угодить даже самому изысканному вкусу

Кроме традиционных видов, плитки бывают в виде шестигранника, ромба, бабочек, волны, мозаики, веера, и т. д.

Толщина такой плитки может быть от 2.5-6 см. Можно делать тротуарные тропинки без бордюра. Но если вы живете в зоне, где выпадение осадков часто и обильно, то это плохой вариант.

Бордюр делает дорожку не только эстетично завершенным, но и более крепким.

  • При выборе бордюрного камня следует учитывать цвет тротуарной плитки. Иногда для бордюра используют прямоугольную плитку, ставя её на ребро.
  • Щебень или гравий выбираем средний или мелкий. Предпочтительнее щебень. С помощью него создаем основу менее текучую и более крепкую.
  • Песок нужен чистый, без примесей глины, камней или корней растений.
  • Геотекстильный материал послужит хорошей защитой от прорастания травы, укрепит основу и поспособствует отводу скопившейся воды. Одной из основных характеристик её является исключение проседания тротуара.
  • Цемент используем М-400 или М-500 для приготовления смеси верхнего слоя основания и затирки швов.

Разметка площадки

По всему периметру планируемой дорожки вбиваем колышки на расстоянии 1-3м. Натягиваем шнур по высоте будущего бордюра. Если много изгибов, то ставим колышки точно по намеченному контуру тротуарной дорожки.

В готовом виде она должна быть выше грунта, на достаточной высоте, чтобы во время дождей вода не скапливалась на тротуаре. Для этого поверхность будущей дорожки строиться с небольшим поперечным уклоном.

Разметка одного бордюра делается на 5 градусов выше другого для свободного стека воды. Уклон может быть и продольным и продольно-поперечным.

Разметка площадки под дорожки осуществляется с помощью шнура

Если укладка дорожки выполняется без уклона, используем желоба для отвода воды. В некоторых случаях оставляют грунт. Дорожка получается намного выше земельного участка. Есть опасность что талая и дождевая вода намного быстрее приведут к деформации нашу дорожку.

Выборка земли

Точно по намеченным меткам выбираем грунт на глубину 20-30 см. Глубина зависит от толщины основания, которое мы будем формировать под плитку.

Колышки должны быть вбиты в землю глубже намеченной выборки, чтобы не нарушить намеченной разметки. Выбираем грунт по всей площади, где будет формироваться основание под плитку.

Проводя земельные работы, постоянно проверяем уровень грунта, чтобы было равномерно.

Установка бордюра

Высота бортов больше, чем плитки, поэтому по краям очищенного участка прокапываем канавки на 15 см ниже уже выкопанной поверхности. Шириной также 15 см. Этого достаточно для укрепления бордюр. Утрамбовываем основу для дорожки ручной или механической трамбовкой.

Для этого в вырытые канавки вдоль всей тропинки засыпаем гравий на 5-8 см. Намачиваем его и утрамбовываем до уплотнения и выравнивания поверхности. Затем по маякам устанавливаем бордюр.

Закрепляем установленный бордюр на цементный раствор(1:5 одна часть цемента 5 песка). Проверяем правилом и уровнем наклон будущей дорожки (5 градусов). Даем застыть раствору не меньше суток.

Только потом приступаем к формированию основания.

Если Ваша тропинка с бордюром, то начинать тогда нужно именно с бордюра

Подготовка основы для тротуарной плитки

Делаем подсыпку гравия или щебенки (5-15 см), смачиваем и утрамбовываем. По всей площади раскатываем геотекстиль, который предохраняет наш тротуар от прорастания травы, а также от просыпания песка в щебень и улучшает дренаж. Затем слой песка (5-10 см). Уплотняем. Перед самой укладкой песок смачиваем и даём подсохнуть. Песок должен быть влажным, но не мокрым.

Геотекстиль необходимо прокладывать и под щебенку, если нестабильный грунт. Он задержит проседание гравия или щебенки в землю. Это поможет ещё больше укрепить основание тротуарной дорожки.

Пока песок просыхает, готовим цементно-песчаную смесь.

В песок добавляем цемент с расчетом 1 часть цемента и 5 песка. Песок при этом должен быть без примесей глины, земли, корней или камней. Тщательно перемешиваем. Высыпаем готовую смесь на слой подсохшего песка и утрамбовываем. Этот слой должен быть 4-5 см.

Для того чтобы этот слой был равномерным по всей площади тротуарной дорожки при помощи правила или обычной доски с прорезанными буквой «Г» краями выравниваем смесь. При этом бордюры по оба конца такого самодельного правила будут служить маяками.

Если же площадь выравнивания велика, трубы укладываем на расстоянии 1‐м параллельно друг друг. Замешиваем цементно-песчаный раствор, а затем утрамбовываем этот слой и излишки стягиваем правилом. Трубы служат маяками. Вытянув трубы, аккуратно подсыпаем в образовавшиеся углубления смесь цемента и песка.

Укладка плитки

Укладка тротуарной плитки на даче потребует от нас киянки, уровня и правила. Ещё мастерок или кельма.
В результате всех наших приготовлений расстояние от верхнего слоя до верха бордюра должно составлять толщину плитки минус 1 см. При мощении тротуарная плитка должна быть выше бордюра на 1 см. После усадки она опустится почти вровень.

Укладка плитки

Укладываем плитку от себя, чтобы не наступать на подготовленное основание. Можно приложить правило с торца, чтобы выровнять первый ряд. Следующие ряды тогда будут ложиться согласно рапорту или выбранному узору.

Если какая-то брусчатка выступает или проваливается, нужно снять ее мастерком и подсыпать или убрать лишнее, и снова положить на место, обстучав резиновой или деревянной киянкой. Прикладываем уровень и проверяем плоскость.

Все время нужно проверять высоту плитки правилом по крайним плиткам, учитывая небольшой уклон для стека воды.

Если плитка неправильной формы или мы выбрали узор с большим количеством подрезки, то вначале укладываем целые плитки по всей дорожке согласно рисунку и только потом заполняем подрезанные части. Так по краям может использоваться некондиционная плитка, которую мы отложили ранее.

Для этого берем болгарку и к ней круг по бетону, строительный карандаш. Размечаем плитки. Отчерчиваем необходимый размер. Режем по стороне которая идет в отходы.

Работа эта очень пыльная. Помним о средствах защиты: очки, беруши, перчатки и, конечно же, респиратор. Ни в коем случае не снимайте кожух с болгарки! Возьмите просто болгарку нужного диаметра.

Затирка швов, заключительные работы

Оставшуюся цементно-песчаную смесь используют для затирки плиточных швов. Подсыпаем смесь по всей площади и затираем шваброй с жестким ворсом. Лишнее убираем той же шваброй.

Затем с помощью садовой лейки или поливочного шланга с разбрызгивателем намачиваем нашу дорожку. Оставляем так на 3-4 дня. Смесь схватывается и набирает прочности.

Поэтому важно не ходить по уложенной брусчатке в это время.

Уход за плиткой в эксплуатационный период не сложный, но имеет свои особенности. В зимний период нельзя чистить снег металлическими предметами. Также для плитки вредна соль и солесодержащие смеси от обледенения. Для безопасности лучше посыпать снег или лед песком.

Вид садовых дорожек из брусчатки может радовать вас не один десяток лет. И неважно сделаете вы это сами или обратитесь к профессионалам.

Рекомендации по укладке плитки (видео)

Источник: https://lanshaft.com/ustroystvo-uchastka/trotuarnaya-dorozhka-poetapnoe-rukovodstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.