Маркировка железобетонных изделий

Содержание

Плиты из железобетона

Маркировка железобетонных изделий

Железобетонные плиты – изобретения полуторавековой давности, принцип изготовления которых применяется и в наше время. Все началось с француза Жозефа Монье, который стал изобретателем данного стройматериала.

Далее строители усовершенствовали его начинание, и на сегодняшний вид мы имеем материал, без которого не обойтись в жилом и нежилом строительстве. Железобетонные плиты бывают различных видов, имеют особую маркировку.

Применение

Сфер применения ЖБИ множество. Среди них:

  • укладка фундаментов;
  • стены, применяемые в роли железобетонных панелей;
  • получаются стойкие заборы;
  • крепкие балконы;
  • укладка дорог и площадок;
  • колодезные кольца.

Преимущества железобетонных плит

Не успев появиться на строительном рынке, плиты завоевали огромную популярность. В отличии от давних способов перекрытий (например, деревянными балками), они обладают рядом преимуществ:

  • водо- и огнеупорность;
  • влагостойкость. При каком-либо уровне влаги они не рассыпаются, не набухают, как те же деревянные балки;
  • долговечность. Они могут прослужить десятки, сотни лет;
  • на них не влияет смена температурного режима;
  • не гниют.

Они обладают относительно низкой стоимостью и легкостью монтажа, что привлекает внимание строителей. Спектр применения разнообразен: от перекрытия этажей до укладки дорог.

Виды

Различают 4 типа железобетонной плиты:

  1. Дорожные – с помощью них создают сложные автомобильные развязки, применяются для построения магистралей. Их используют на строительных площадках, аэродромах, полигонах, так как идет постоянная нагрузка из-за тяжелой техники. Очень крепкие и не теряют своих качеств даже при температуре -40 градусов. Если их используют, то дорога становится надежнее. Выпуск делают в двух формах: с ненапрягаемой, напрягаемой арматурой. Плотность бетона около 2200-2500 кг/м3. Сверху плиты рифленые. Чаще используют плиты, имеющие размеры около 1750х3000 мм.
  2. Пустотные – выбирают для перекрытий между этажами. Толщина составляет 220 мм, длина может варьировать от полутора до шестнадцати метров. Размер перекрытия может подбираться индивидуально, но в среднем он полтора метра. Благодаря пустотам в плитах, между этажами обеспечивается звукоизоляция и сохраняется тепло. Пустоты бывают как круглой, так и овальной формы. Именно благодаря отверстиям, вес плит уменьшается, в дальнейшем это облегчает монтаж и лучше сохраняется общая структура здания. Перекрытия крепят к крючкам на тросах и подымают на нужную высоту с помощью кранов. Благодаря современным технологиям, есть возможность изготавливать большие партии за короткие сроки, при этом делают из бетона разных марок. Перекрытия могут выдерживать вес до 1250 кг/м2.
  3. Плоские – это несущая часть перекрытий в зданиях панельного типа. Могут выдержать удары до 7 баллов. Бетон для изготовления плоских изделий используют легкой, тяжелой и средней плотности. Также используется напрягаемая и ненапрягаемая арматура, материалы должны отвечать стандартам, установленным государством. Чтобы состыковать железобетонные плиты между собой, применяют скосы на гранях, что предотвращает сдвиги. Плоские плитки транспортируют в штабелях, а чтобы не повредились, между ними кладут специальные прокладки. Машину с плитами загружают или разгружают с помощью крана.
  4. Железобетонные плиты – покрытия – применяются для завершения постройки. В большинстве случаев это происходит, когда строители не желают тратить деньги, чтобы установить полноценный чердак. Далее крышу покрывают специальным отделочным материалом (например, битумом либо жидкой резиной). Известен тот факт, что такие стройматериалы прекрасно вступают в контакт с теплоизоляционными материалами. Такие покрытия можно разделить на два вида: ребристые и стандартные, которые зависят от методов монтажа. Ребристые делают крышу более прочной, а благодаря форме упрощается процесс отделки. Напряженная арматура, которую используют чаще всего на производстве, обеспечивает долговечность. С помощью металлической сетки, которую покрывают слоем бетона до двух сантиметров, идет защита арматуры от негативной среды. Данное изделие транспортируют с помощью грузовых машин и используют в конце возведения комплекса. Обладая высокой прочностью и надежностью, подходят для любых типов строительства.

В отдельную группу стоит отнести плиты для ограждений – заборов. Для их производства используют тяжелый железобетон, и такой забор становится прочной преградой. Поверхность может быть плоской либо граненной. Чаще всего такие ограды делают для постоянных предприятий. Бывают еще плиты парапетные железобетонные, которые защищают парапеты от воздействия атмосферы, разрушений.

Маркировка

Многим кажется, что плиты абсолютно одинаковы и без каких-либо отличий. На деле все обстоит иначе. Маркировка имеет буквенно–цифровую структуру. Рассмотрим на примере маркировки ПК 57-15-8Т. Что значат эти символы:

  • ПК – наименование материала/вид используемой плиты. В нашем примере это плита перекрытия с пустотами круглой формы.
  • 57 – 15 – размер изделия, который указывается в дециметрах. У нас это конструкция размером 5682 мм (длина) на 1500 мм (ширина).
  • 8- обозначает допустимый вес, который может выдержать данный стройматериал. В нашем случае это 800 кгс/м2.
  • Т – марка бетона. В примере это тяжелый. Состав может быть легкий и средний.

В отдельных случаях в маркировке может указываться толщина. Например, П-27-15-12-8Т, сплошная железобетонная плита, имеющая длину 2690 мм, ширину 1490 мм, высоту 120 мм и выдерживающая нагрузку 800 кгс/м2, сделанная из тяжелого бетона.

Технология производства

Имеется ряд этапов, чтобы изготовить железобетонную плиту:

  1. Создание предварительного чертежа и расчета, они считаются основой для выливания плит (или проектирование).
  2. Установка каркаса из арматуры в специально подготовленную форму. Чаще всего это ребристые стержни, которые при нагреве предварительно натягивают.
  3. После того, как был сформирован каркас, закрепляют стержни на бортоснастке, а потом с помощью проката, конвейерной линии и стендов заливают бетон.
  4. Далее готовый состав отправляют на тепловую обработку, где плита набирает прочности 60%.
  5. Когда изделие стало крепким, убирают крепления, которые использовали, чтобы закрепить арматурные стержни.
  6. Сжимание стержней по длине.

В результате этих этапов получается необходимая по форме и применению конструкция.

Монтаж ЖБИ

Чтобы установить железобетонную плиту, необходимо соблюдать правила и нормы, что позволит использовать конструкции на протяжении длительного срока. Прежде всего должна быть составлена схема укладки железобетонными плитами.

Готовится расчет (например, для начала рассматривается проектирование дома), который указывает, сколько нужно плит для покрытий. На заранее подготовленную площадку подъезжает кран, который аккуратно начинает укладывать изделия по схеме, не оббивая днищ.

Строителям нужно отойти в сторону, чтобы избежать несчастных случаев в случае обрыва троса. Кран должен выдерживать вес не меньше, чем три тонны. Нужно выделить двоих людей, которые будут направлять и корректировать укладку.

Если работа выполнена правильно, расчет произведен точно, то водителю крана подают сигнал, и тот убирает стропы.

Например, изделия укладывают на стены, и чтобы крепче держались, опора на стену должна быть от 12 сантиметров и выше. Желательно при помощи раствора придать плитам крепости. Сборные железобетонные плиты можно тоже соединить между собой поясом из раствора, чтобы обеспечить долговечность.

Заключение

Железобетонным изделиям отводится особое место в строительном мире. Их широкое применение, практичность и приемлемая цена не остаются незамеченными в наши дни. Плите отводят место в укладке дорог, строительстве домов (например, перекрытие этажей), установке заборов и т.д.

Проектирование и производство строительного материала занимает короткое время, но служат они много лет. Дабы обзавестись плитой хорошего качества, нужно знать, какие бывают разновидности и маркировки.

Вполне реален тот факт, что можно купить качественный стройматериал за доступную цену.

Важно провести расчет, сколько надо материала.

Железобетонные изделия нуждаются в особых условиях хранения до момента начала строительства: площадка для них должна быть ровной, защищенной от дождя, между изделиями укладывают бруски из дерева на определенном расстоянии, чтобы избежать обивки днищ, а также при укладке важно сохранять равномерность нагрузки, что поможет уберечь конструкцию и ее днище.

Источник: https://kladembeton.ru/izdeliya/zdaniya-i-arhitektura/zhelezobetonnye-plity.html

Гост 13015.2-81 конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. маркировка – скачать бесплатно

Маркировка железобетонных изделий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ СБОРНЫЕ МаркировкаPrefabricated concrete and reinforced concreteconstructions and products. Marking ГОСТ 13015.2-81

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ НАДПИСЕЙ И ЗНАКОВ .. 12. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ . 2ПРИЛОЖЕНИЕ I 3Рекомендуемое . 3ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . 3Рекомендуемое . 3

Дата введения 01.07.82

Настоящий стандарт распространяется на сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия (именуемые в дальнейшем – конструкции) и устанавливает общие правила нанесения на них маркировочных надписей и знаков.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ НАДПИСЕЙ И ЗНАКОВ

1.1. Маркировочные надписи подразделяют на:

основные;

информационные.

1.2. Основные надписи должны содержать:

марку конструкции;

товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя;

штамп технического контроля.

1.3. Информационные надписи должны содержать:

дату изготовления конструкции;

величину массы конструкции (для конструкций, масса которых, превышает 0,5 т).

1.4. К маркировочным знакам относят:

монтажные знаки;

государственный Знак качества по „Положению о государственном Знаке качества” № 39-8/775 (для конструкций высшей категории качества).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5. Монтажными знаками являются изображения, указывающие:

место строповки конструкции;

верх конструкции;

место опирания конструкции;

установочные риски на конструкции.

1.6. Допускается применение маркировочных надписей и знаков, не предусмотренных настоящим стандартом. Изображение, наименование и назначение дополнительных маркировочных надписей и знаков устанавливаются стандартами или техническими условиями на конструкции конкретных видов.

1.7. Изображение, наименование и назначение монтажных знаков, приведенных в п. 1.5, должны соответствовать указанным в таблице.

Изображение знакаНаименование и назначение знака
Место строповкиНазначение знака и его размеры – по ГОСТ 14192Верх изделия Назначите знака и его размеры – по ГОСТ 14192Место опиранияЗнак определяет место опирания конструкции на подкладку или прокладку при хранении и транспортировании конструкцииУстановочная рискаЗнак служит ориентиром для контроля установки конструкции в проектное положение при монтаже

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ

2.1. На каждой конструкции, поставляемой потребителю, в месте, установленном стандартом или техническими условиями на эти изделия, должны быть нанесены основные и информационные надписи, указанные в п. п. 1.2, 1.

3 и 1.6, а также государственный Знак качества — на изделиях высшей категории качества. Необходимость нанесения монтажных знаков устанавливается стандартами или техническими условиями на конструкции конкретных видов.

Маркировку тротуарных и фасадных плит, бортовых камней и других мелкоразмерных конструкций, допускается производить только на 10% этих конструкций каждой партии; при этом, в соответствии с требованиями стандартов или технических условий, на эти конструкции допускается наносить отдельные маркировочные надписи из числа указанных в п. п. 1.2 и 1.3.

Маркировку шпал для железных дорог колеи 1520 мм следует производить по ГОСТ 10629, а шпал для трамвайных путей широкой колеи – по ГОСТ 21174.

Транспортная маркировка конструкций – по ГОСТ 14192. Транспортную маркировку наносить непосредственно на конструкции не допускается.

2.2. Маркировочные надписи и знаки на конструкции должны быть видимыми при хранении и монтаже этих конструкций. Возможные варианты расположения надписей и знаков приведены в приложении 1.

Не допускается наносить надписи и знаки на отделанные или предназначенные под окраску лицевые поверхности конструкций, за исключением случаев, оговоренных стандартами или техническими условиями на конструкции конкретных видов.

2.3. Маркировку конструкций следует производить следующими способами:

окраской по трафарету;

краской при помощи штампов;

маркировочными машинами;

штампованием при формовании конструкций.

Допускается наносить маркировочные надписи приведенным в приложении 2 шрифтом от руки специальным карандашом по неостывшей после тепловой обработки бетонной поверхности конструкций или краской. При этом надписи должны соответствовать требованиям п. 2.5.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4. Маркировочные надписи и знаки должны быть темного цвета (черного, темно-коричневого, темно-зеленого и др.).

2.5. Краски, применяемые для маркировки конструкций, должны быть водостойкими, быстровысыхающими, светостойкими, устойчивыми к воздействию низких температур (для районов Крайнего Севера), прочными на истирание и размазывание.

2.6. Маркировочные надписи следует выполнять шрифтом высотой 15, 30, 50 и 100 мм.

2.7. (Исключен, Изм. № 1).

2.8. Шрифт для нанесения надписей указан в рекомендуемом приложении 2.

2.9. Основные надписи

[attention type=yellow]
2.9.1. Марка конструкции должна соответствовать установленной рабочими чертежами согласно требованиям стандарта или технических условий на данную конструкцию.
[/attention]

Примечание. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем наносить на конструкции их сокращенные условные обозначения, принятые в проекте конкретного здания или сооружения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.9.2. Товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя должны соответствовать зарегистрированному в установленном порядке.

2.9.3. Штамп технического контроля предприятия-изготовителя условно обозначают прописными буквами „ОТК”. В штампе технического контроля допускается указывать номер, присваиваемый контролеру.

2.10.Информационные надписи

2.10.1. Дату изготовления конструкции следует наносить одной строкой в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. Допускается после даты изготовления указывать номер смены.

День месяца и месяц следует записывать двумя цифрами, год – двумя последними цифрами обозначения года. Элементы обозначения даты разделяют пробелами, а обозначения даты и номера смены – тире.

Например, дату 3 января 1980 г. и вторую смену обозначают:

03.01.80-2.

2.10.2. Массу конструкции следует указывать в тоннах.

2.11. Маркировочные знаки

2.11.1. Размеры деталей монтажных знаков „Место строповки” и „Верх конструкции” следует принимать минимальными по ГОСТ 14192.

2.11 2. (Исключен, Изм, № 1).

2.11.3. Расположение знаков „Место опирания” на конструкциях должно соответствовать установленному стандартами или техническими условиями на эти конструкции или указанному в рабочих чертежах.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ВАРИАНТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРКИРОВОЧНЫХ НАДПИСЕЙ

Вариант 1                                Вариант 2

Вариант 3

I – марка конструкции; 2 – товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя; 3 – штамп ОТК; 4 – дата изготовления конструкции; 5 – масса конструкции

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ШРИФТ ДЛЯ МАРКИРОВКИ

1. При нанесении маркировки окраской по трафарету шрифт должен соответствовать указанному на чертеже.

2. Расстояние между буквами и цифрами должно быть не менее 1/6 их высоты, за исключением таких сочетаний, как Р и А, Ф и Т, Г и Д, на которых расстояние должно быть установлено зрительно равным с остальными. Расстояние между словами должно быть не менее 1/2 высоты букв и цифр. Расстояние между основаниями строк должно быть не менее 3/2 высоты букв и цифр.

3. Ширина перемычек букв и цифр должна быть равна 1/6 высоты букв и цифр. Допускается уменьшать число перемычек для трафаретов из металла и других прочих материалов и изменять их место.

4. При нанесении маркировки другими способами следует применять типографские шрифты по нормативно-технической документации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий) Госстроя СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

СН Нерсесов канд. техн. наук (руководитель темы); Л.П. Киселев; В.И. Пименова; С.А. Каган, канд. техн. наук; М.Л. Зайченко, канд. техн. наук; В.И. Деньщиков

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17 сентября 1981 г. №165

3. ВЗАМЕН ГОСТ 13015-75 ( в части требований к маркировке)

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта, подпункта
ГОСТ 10629-782.1.
ГОСТ 14192-772.1.; 2.11.1
ГОСТ 21174-752.1.

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1989 г.) с Изменением № 1, утвержденным в декабре 1987 г. (ИУС 4-88).

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/gost13015281konstrukciiii.html

Маркировка железобетонных изделий

Маркировка железобетонных изделий

ГОСТ 13015.2-81 регламентирует порядок нанесения маркировочных знаков и надписей на конструкции и изделия сборные железобетонные и бетонные.

Стандарт устанавливает виды маркировочных знаков и надписей и их содержание, предъявляет требования к маркировке конструкций и изделий, а также рекомендует расположение маркировочных надписей на поверхности конструкций и изделий. ГОСТ 13015.2-81 действует с 01.07.82г.

ГОСТ 13015.2-81

Группа Ж39

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ СБОРНЫЕ

Маркировка

Prefabricated concrete and reinforced concrete constructions and products.

 Marking

Дата введения 1982-07-01    

Информационные данные 

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий) Госстроя СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ 

С.Н. Нерсесов, канд. техн. наук (руководитель темы); Л.П. Киселев; В.И. Пименова; С.А. Каган, канд. техн. наук; М.Л. Зайченко, канд. техн. наук; В.И. Деньщиков

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17 сентября 1981 г. №165

3. ВЗАМЕН ГОСТ 13015-75 ( в части требований к маркировке)

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта, подпункта
ГОСТ 10629-882.1
ГОСТ 14192-772.1.; 2.11.1
ГОСТ 21174-752.1

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1990 г.) с Изменением № 1, утвержденным в декабре 1987 г. (ИУС 4-88). 

Настоящий стандарт распространяется на сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия (именуемые в дальнейшем — конструкции) и устанавливает общие правила нанесения на них маркировочных надписей и знаков.    

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ НАДПИСЕЙ И ЗНАКОВ

1.1. Маркировочные надписи подразделяют на:

основные;

информационные.

1.2. Основные надписи должны содержать:

марку конструкции;

товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя;

штамп технического контроля.

1.3. Информационные надписи должны содержать:

дату изготовления конструкции;

величину массы конструкции (для конструкций, масса которых превышает 0,5 т).

1.4. К маркировочным знакам относят:

монтажные знаки;

государственный Знак качества по |Положению о государственном Знаке качества» № 39-8/775 (для конструкций высшей категории качества).    

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5. Монтажными знаками являются изображения, указывающие:

место строповки конструкции;

верх конструкции;

место опирания конструкции;

установочные риски на конструкции.

1.6. Допускается применение маркировочных надписей и знаков, не предусмотренных настоящим стандартом. Изображение, наименование и назначение дополнительных маркировочных надписей и знаков устанавливаются стандартами или техническими условиями на конструкции конкретных видов.

1.7. Изображение, наименование и назначение монтажных знаков, приведенных в п. 1.5, должны соответствовать указанным в таблице.

Изображение знакаНаименование и назначение знака
Место строповкиНазначение знака и его размеры — по ГОСТ 14192-77Верх изделияНазначение знака и его размеры — по ГОСТ 14192-77Место опиранияЗнак определяет место опирания конструкции на подкладку или прокладку при хранении и транспортировании конструкцииУстановочная рискаЗнак служит ориентиром для контроля установки конструкции в проектное положение при монтаже

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ

2.1. На каждой конструкции, поставляемой потребителю, в месте, установленном стандартом или техническими условиями на эти изделия, должны быть нанесены основные и информационные надписи, указанные в пп. 1.2, 1.

3 и 1.6, а также государственный Знак качества — на изделиях высшей категории качества. Необходимость нанесения монтажных знаков устанавливается стандартами или техническими условиями на конструкции конкретных видов.

Маркировку тротуарных и фасадных плит, бортовых камней и других мелкоразмерных конструкций допускается производить только на 10% этих конструкций каждой партии; при этом, в соответствии с требованиями стандартов или технических условий, на эти конструкции допускается наносить отдельные маркировочные надписи из числа указанных в пп. 1.2 и 1.3.

Маркировку шпал для железных дорог колеи 1520 мм следует производить по ГОСТ 10629-88, а шпал для трамвайных путей широкой колеи — по ГОСТ 21174-75.

Транспортная маркировка конструкций — по ГОСТ 14192-77. Транспортную маркировку наносить непосредственно на конструкции не допускается.

Не допускается наносить надписи и знаки на отделанные или предназначенные под окраску лицевые поверхности конструкций, за исключением случаев, оговоренных стандартами или техническими условиями на конструкции конкретных видов.

2.3. Маркировку конструкций следует производить следующими способами:

окраской по трафарету;

краской при помощи штампов;

маркировочными машинами;

штампованием при формовании конструкций.

Допускается наносить маркировочные надписи приведенным в  рекомендуемом приложении 2 шрифтом от руки специальным карандашом по неостывшей после тепловой обработки бетонной поверхности конструкций или краской. При этом надписи должны удовлетворять требованиям п. 2.5.   

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4. Маркировочные надписи и знаки должны быть темного цвета (черного, темно-коричневого, темно-зеленого и др.).

2.5. Краски, применяемые для маркировки конструкций, должны быть водостойкими, быстровысыхающими, светостойкими, устойчивыми к воздействию низких температур (для районов Крайнего Севера), прочными на истирание и размазывание.

2.6. Маркировочные надписи следует выполнять шрифтом высотой 15, 30, 50 и 100 мм.

2.7. (Исключен, Изм. № 1).

2.8. Шрифт для нанесения надписей указан в рекомендуемом приложении 2.

2.9. Основные надписи

[attention type=yellow]
2.9.1. Марка конструкции должна соответствовать установленной рабочими чертежами согласно требованиям стандарта или технических условий на данную конструкцию.
[/attention]

Примечание. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем наносить на конструкции их сокращенные условные обозначения, принятые в проекте конкретного здания или сооружения. 

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.9.2. Товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя должны соответствовать зарегистрированному в установленном порядке.

2.9.3. Штамп технического контроля предприятия-изготовителя условно обозначают прописными буквами |ОТК». В штампе технического контроля допускается указывать номер, присваиваемый контролеру.

2.10. Информационные надписи

2.10.1. Дату изготовления конструкции следует наносить одной строкой в следующей последовательности: день месяца, месяц, год.

Допускается после даты изготовления указывать номер смены.

День месяца и месяц следует записывать двумя цифрами, год — двумя последними   цифрами обозначения года. Элементы обозначения даты разделяют пробелами, а обозначения даты и номера смены — тире. Например, дату 3 января 1980 г. и вторую смену обозначают: 03 01 80-2.

2.10.2. Массу конструкции следует указывать в тоннах.

2.11. Маркировочные знаки

2.11.1. Размеры деталей монтажных знаков |Место строповки» и |Верх конструкции» следует принимать минимальными по ГОСТ 14192-77.

2.11.3. Расположение знаков |Место опирания» на конструкциях должно соответствовать установленному стандартами или техническими условиями на эти конструкции или указанному в рабочих чертежах. 

Приложение 1

Рекомендуемое

ВАРИАНТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРКИРОВОЧНЫХ НАДПИСЕЙ

                             Вариант 1                 Вариант 2

Вариант 3

1 — марка конструкции; 2 — товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя;

 3 — штамп ОТК; 4 — дата изготовления конструкции; 5 — масса конструкции

Приложение 2

Рекомендуемое

ШРИФТ ДЛЯ МАРКИРОВКИ

1. При нанесении маркировки окраской по трафарету шрифт должен соответствовать указанному на чертеже.

2. Расстояние между буквами и цифрами должно быть не менее 1/6 их высоты, за исключением таких сочетаний, как Р и А, Ф и Т, Г и Д, на которых расстояние должно быть установлено зрительно равным с остальными. Расстояние между словами должно быть не менее 1/2 высоты букв и цифр. Расстояние между основаниями строк должно быть не менее 3/2 высоты букв и цифр.

3. Ширина перемычек букв и цифр должна быть равна 1/6 высоты букв и цифр. Допускается уменьшить число перемычек для трафаретов из металла и других прочих материалов и изменять их место.

4. При нанесении маркировки другими способами должны  применяться типографские шрифты по нормативно-технической документации.

Текст документа сверен по:

официальное издание

Госстрой СССР — М: Издательство

стандартов, 1991

Источник: https://www.avtobeton.ru/gost/130152-81.html

Маркировка бетона и изделий из него: учимся читать символы

Расшифровка маркировки бетона, а также изделий на его основе очень важна для тех, кто планирует строительство самостоятельно. Разобраться во всех тонкостях номенклатуры стоит хотя бы потому, что так мы сможем сэкономить время на подбор подходящих материалов, и снизим риск  покупки не того, что нам нужно.

В нашей статье мы приведем информацию о наиболее распространенных обозначениях, а также ряд советов по применению тех или иных материалов.

Источник: https://betonzavod-info.com/markirovka-zhelezobetonnyh-izdeliy/

Бетонные (железобетонные) изделия (конструкции)

Маркировка железобетонных изделий

Железобетонные изделия (ЖБИ) широко используются во всех сферах строительства, от жилищного до инженерного. Для возведения сборных железобетонных конструкций применяются предварительно изготовленные ЖБИ, производство которых ведется литьевым способом в заводских условиях.

ЖБИ

В данной статье рассмотрены бетонные и железобетонные изделия, их сфера применения, классификация, разновидности и маркировка. Также мы расскажем, как выполняется монтаж железобетонных конструкций с применением крановой техники.

Общие сведения о ЖБИ

Железобетонные изделия представляют собой сборные строительные элементы повышенной прочности, которая достигается за счет совместной работы металла и бетона. Бетон, как материал, отличается повышенным сопротивлением к сжимающим нагрузкам, однако он обладает сильной уязвимостью к нагрузкам на изгиб и растяжение, устойчивость к которым почти в 15 раз меньше, чем к сжимающей деформации.

Данные нагрузки принимает на себя и компенсирует стальная арматура, посредством которой выполняется усиление железобетонных конструкций. Металл имеет высокий предел прочности при растяжении, в результате чего изделия из железобетона, армированыне арматурой, одинаково устойчивы к нагрузкам разного характера.

Совместная работа стали и бетона достигается за счет прочного сцепления двух материалов между собой, при этом они имеют практически одинаковый коэффициент температурного расширения, что гарантирует монолитность железобетона. Дополнительным плюсом является то, что бетон защищает заложенную в него арматуру от коррозии.

Армирование бетонной конструкции

Все разновидности ЖБИ, в зависимости от способа армирования, классифицируются на два типа:

  • железобетонные конструкции с обычным армированиям;
  • предварительно напряженные железобетонные конструкции.

ЖБИ с обычным армированием усиливаются исключительно за счет арматуры. Однако данная технология усиления не обеспечивает трещиностойкость конструкций в фазе максимального растяжения бетона, поскольку его растяжимость составляет 2 мм/п.м, тогда как у стали — 5 мм/п.м. В дальнейшем в появившиеся трещины может попадать влага, что приведет к коррозии арматурного каркаса.

Чтобы железобетонные конструкции получили устойчивость к образованию трещин применяется технология преднапряжения арматуры.

Ее суть заключается в том, что размещенная в опалубке арматура натягивается с помощью гидравлического домкрата (второй край стержней фиксируется на упоре), после чего опалубка заполняется бетоном, выжидается его частичное отвердевание и прутья отпускаются.

В результате со стягиванием прутьев уплотняется сцепившийся с ними бетон, что повышает плотность, жесткость и деформационную устойчивость ЖБИ.

Преднапряжение арматуры при изготовлении свай

Железобетонные изделия преднарпяженного типа превосходят конструкции с обычным армированием по прочности, трещиностойкости и долговечности. Поэтому современная промышленность ориентирована на увеличение объемов их производства.

к меню ↑

Классификация ЖБИ

Технология производства, эксплуатации и требования к качеству ЖБИ приведены в нормативном стандарте СНиП №2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции», согласно которому классификация изделий выполняется по следующим факторам:

  • способ армирования;
  • тип и объемный вес бетона;
  • внутреннее строение (сплошные и пустотелые);
  • назначение.

Производство ЖБИ

Разновидности ЖБИ по типу армирования были рассмотрены в предыдущем разделе. В зависимости от объемного веса бетона все ЖБИ классифицируются на:

  • железобетонные конструкции из особотяжелых бетонов — вес более 2500 кг/м3;
  • из тяжелых бетонов — вес 1800—2500 кг/м3;
  • их легких бетонов ячеистого типа — вес 500-1800 кг/м3;
  • железобетонные конструкции теплоизоляционного типа из особолегких бетонов — вес до 500 кг/м3.

ЖБИ одного вида нередко выпускаются в разной форме и типоразмерах, к примеру стеновые блоки угловые, U-образные и подоконные.Отметим, что бетонный раствор, которым выполняется бетонирование конструкций заводского производства, отличается от обычного товарного бетона меньшей фракцией щебня (3-10 мм), который обеспечивает равномерное заполнение литьевой формы.

к меню ↑

Основные виды железобетонных конструкций и их маркировка

Номенклатура ЖБИ включает более 20 различных позиций, рассмотрим условные обозначение основных из них:

  • балки — Б (подкрановые — БК, стропильные — БС, обвязочные — БО);
  • колонные — К;
  • лестничные ступени — ЛМ, площадки — ЛП;
  • опорные подушки — ОП;
  • перемычки — ПР;
  • ригели — Р;
  • сваи — С;
  • фундаментные блоки — ФБС;
  • шпалы — Ш;
  • фермы стропильные — ФС, подстропильные — ФП;
  • трубы безнапорные — ТФ, напорные — БТ.

Разновидности ЖБИ

По параметру функционального назначения бетонные и железобетонные конструкции делятся на 4 основные группы:

  1. ЖБИ для жилищного строительства.
  2. ЖБИ для промышленных зданий.
  3. ЖБИ для инженерных сооружений.
  4. ЖБИ общестроительного назначения.

В группу ЖБИ для строительства жилых зданий входят плиты перекрытий, сваи, стеновые панели, фундаментные блоки, лотки, перемычки и балки. Данный класс ЖБИ допускается изготавливать из бетонов марки М150 и выше, а для свай  — не менее М200.

Широко распространено использование плит и блоков для сборных фундаментов. Плиты выпускаются в размерах от 120*80*40 см до 320*120*50 см, стандартный размер блоков — 300*60*60 см. Вес одного элемента сборных фундаментов, в соответствии с требованиями СНиП, не должен превышать 3 тонны.

Склад ЖБИ

В многоэтажном строительстве практикуется использование сборных каркасов зданий. Каркасы состоят из колонн, балок покрытий, подстропильных балок, ригелей и прогонов. Для изготовления элементов каркаса используется бетон марки М200 и выше. После сборки несущие конструкции обшиваются стеновыми панелями.

Плиты перекрытий производятся в прямоугольной форме с круглыми либо овальными пустотами, на крупногабаритных конструкциях  предусматриваются ребра жесткости. Плиты могут изготавливаться как из тяжелых бетонов, так и из бетона с пористыми заполнителями.

к меню ↑

Технические характеристики и особенности выбора ЖБИ

Проектирование железобетонных конструкций осуществляется с учетом характеристик бетона, используемого для их производства.

  Основным свойством бетона является прочность на сжатие, которая и определяет его марку. Данная характеристика указывается в маркировке ЖБИ литерой «М», всего существует 16 марок прочности от М50 до М800.

Числовая номенклатура указывает, какую нагрузку (в килограммах) способен выдержать 1 см2 бетона.

Также железобетонные и каменные конструкции имеют такие характеристики как устойчивость к растяжению (маркировка BT) и устойчивость на изгиб (BTb), которые определяются свойствами заложенного в ЖБИ армокаркаса. Требования к свойствам арматуры для армирования ЖБИ приведены в стандарте ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для  армирования железобетонных конструкций».

Также важной характеристикой, которую необходимо учитывать при выборе ЖБИ, является класс его морозостойкости.

Именно данный параметр определяет долговечность конструкции, так как он указывает на максимальное число циклов замораживания/размораживания, которые может выдержать конкретная марка бетона.

Морозостойкость указывается номенклатурой F, которая может варьироваться в пределах F15-F200.

Сравнение марок бетона

Отметим и такой показатель как степень водонепроницаемости (W), от нее зависит максимальное давление воды, которое способно выдерживать железобетонное изделия сохраняя герметичность своих стенок.

При покупке ЖБИ необходимо руководствоваться вся вышеуказанными характеристиками и выбирать изделия, подходящие по характеристикам для эксплуатации в вашем регионе. Таким образом вы получите долговечный стройматериал и сэкономите деньги в будущем, поскольку ремонт железобетонных конструкций — занятие не дешевое.

Обращайте внимание на наличие явных дефектов — выступов арматуры из плоскости бетона, неправильного расположения монтажных петель, трещин на поверхности. Такие ЖБИ применять нельзя.

В случае обнаружения сетки  микротрещин на уже эксплуатируемой конструкции их можно заделать специальным ремонтным раствором либо смесь из цемента и ПВА клея.

Крупные повреждения заделываются обычной цементно-песчаной смесью.

Для получения более детальной информации о ЖБИ рекомендуем изучить учебное пособие «Технология бетонных и железобетонных изделий» авторства Ю.М Баженова. В книге детально рассмотрено проектирование и расчет железобетонных конструкций, технология их производства и правила монтажа.

Источник: http://PoPenobloky.ru/zhbi/jelezobetonnie-izdeliya.html

Размеры и расшифровка маркировок железобетонных прогонов

Маркировка железобетонных изделий

Сельскохозяйственные фермы, жилые комплексы, промышленные сооружения и административные здания, возводящиеся из бетонных блоков, шлакоблоков или кирпича, не обходятся без специальных балок.

Прогоны железобетонные делаются из качественного бетона и прочной арматуры. Они имеют высокую степень сопротивления большим нагрузкам и устанавливаются на несущие стены постройки.

Для их монтажа применяется подъемная техника — кран.

Область применения

Изделия изготавливаются из высококачественного бетона высокой плотности марки М200—М600. Материал этот водонепроницаемый, огнеупорный, морозостойкий и не подвергается растрескиванию. Железобетонные прогоны могут использоваться для разных целей:

  • с их помощью монтируют крыши, уклон которых не меньше 5°;
  • способствуют дополнительному усилению стропильной конструкции;
  • служат основой для плит межэтажных перекрытий;
  • используются в качестве связывающих элементов между несколькими отдельными участками крупногабаритных сооружений;
  • устанавливаются над оконными и дверными проемами в местах, подверженных повышенным нагрузкам.

Для железобетонных прогонов есть специальные условия для применения. Их не рекомендуется эксплуатировать в агрессивной среде с температурой более +50 °C и ниже -40 °C.

Некоторое отклонение от нормы допустимо, но если изделия будут подвергаться постоянным экстремальным температурам, тогда появятся трещины и частичные нарушения целостности ЖБИ. Существуют конкретные типы построек, для которых используются прогоны:

  • для отапливаемых строений, уклон крыши которых составляет 5°;
  • для помещений без отопления с плоской крышей, оснащенных легкими ограждениями;
  • для жилых зданий, кровля которых монтируется непосредственно на перемычки.

Железобетонные балки способны выдерживать землетрясения амплитудой не более 7 баллов и способны находиться в условиях газовой среды не выше среднего уровня.

Классификация балок

Железобетонные балки имеют прямоугольную форму, они похожи на армированные опоры. Производятся с выемками или без них. Оснащаются специальными петлями, которые служат для зацепа крюком подъемной техники и дальнейшего манипулирования.

Есть прогоны с односторонними и двухсторонними полками. В первом случае они делаются в виде буквы «Г», а во втором — в виде «Т» (тавровые). Полки предназначены для установки плит.

В основном армирующие тавровые полки разделяются по следующей форме:

  1. 1ПР — по отношению к ребру изделия полка имеет прямой угол. Прогон состоит из продольной ненапрягаемой арматуры. Он применяется для возведения сооружений с уклоном крыши не более 27°.
  2. 2ПР — полка имеет прямой угол. Прутья напряженные — это необходимо для вспомогательного усиления несущей способности. Такие прогоны тоже используются для кровли, уклон которой составляет не более 27°.
  3. 3ПР — полка имеет угол 90°. Скелет изделия усиленный. Эти ЖБИ используются для строительства зданий с углом крыши не более 5°.
  4. 4ПР — полка с косым углом и ненапряженной арматурой. Допустимый наклон крыши для монтажа балок составляет 25°.
  5. 5ПР — полка под наклоном, усиленный скелет изделия, угол крыши — не выше 27°.

Перед заливкой бетона скелет ЖБ прогона подвергается специальному сжимающему давлению в тех участках, в которых будет происходить наибольшая нагрузка на арматуру.

Затем изделие заливают бетоном и сушат. После предварительной обработки характеристики прочности значительно повышаются, появляется высокая устойчивость к растрескиванию, а расход прутьев существенно снижается, поэтому все производители железобетонных прогонов всегда используют единую технологию изготовления.

Расшифровка маркировок

Балки имеют разные маркировки. Например, прямоугольные прогоны обозначаются такой маркировкой: ПРГ 40.2,5−4АIII. Расшифровывание происходит следующим образом:

  • ПРГ — прямоугольная форма;
  • 40 — длина балки составляет 400 см;
  • 2 — по ширине 20 см;
  • 5 — по высоте 50 см;
  • 4 — максимальное давление примерно 4 центнера на м. п.;
  • АIII — конфигурация прутьев.

Это не максимально точные параметры, а приблизительные. К примеру, иногда отдельное изделие может быть длиной 419 см, на маркировке это выглядит как ПРГ 42. Некоторые балки в конце маркировки обозначают буквой «П» — это указывает на изготовление прогона из тяжелого бетона. Тавровые ЖБИ 1.255−2 серии обозначаются другой маркировкой (2ПР-1 АтV-Н). Расшифровывается она так:

  • 2ПР — по типу балки;
  • 1 — порядковая нумерация несущей способности;
  • АтV — классификация прутьев;
  • Н — это значит, что проницаемость агрессивных веществ нормальная, в отдельных балках вместо «Н» ставят «П», что указывает на пониженную проницаемость, а прогоны с такой буквой используются в условиях агрессивной среды.

Некоторые производители выражают несущую способность прогонов по-разному: изредка в центнерах, килоньютонах, но в основном в килограммах.

Невзирая на размер длины прогона, максимальное давление на метр будет равно примерно 400 кг. Допускается незначительное отклонение.

Параметры изделий

Несущая способность тавровых прогонов бывает разной, все зависит от марки бетона и конфигурации каркаса. Самые слабые изделия способны выдержать 370 кг/м. п., а самые мощные — 1380 кг/м. п. Размеры железобетонных прогонов по ГОСТу 26992−86:

  • числа 1 и 2 в маркировке указывают на ширину 12 и 20 см;
  • числа 3, 4, 5 указывают на высоту 30, 40 и 50 см;
  • если балка обозначена ПРГ 10, то ее длина составляет 100 см, а ПРГ 64 указывает на длину примерно 600 см, самые востребованные прогоны — на 6 метров;
  • минимальный вес изделия — 150 кг, а максимальный — 1,5 тонны.

Прогоны с маркировкой 1ПР, 2ПР, 3ПР имеют стандартные параметры: вес — полтонны, длина — 6 м, высота — 30 см и ширина — 22 см. А изделия с маркировкой 4ПР, 5ПР с косой полкой имеют массу 400 кг, длину до 600 см, высоту не более 38 см и ширину 16 см.

Иногда покупатели могут сделать нестандартный заказ. Это обусловлено тем, что возведенное здание не подходит под классические параметры изделий, поэтому приходится подгонять размеры прогона по факту.

Цены на изделия варьируются в зависимости от места проживания. Прогоны (17−1,3−4) в среднем стоят 2300 р. Усредненная стоимость балок (64−4,4−4) составляет 21 000 р. за единицу. В эту цену не входит сумма за доставку.

Источник: https://TvoiDvor.com/beton/razmeryi-i-rasshifrovka-markirovok-zhelezobetonnyih-progonov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.